Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Губернатор и таланты

Губернатор и таланты

31.08.2011
11

Когда губернатор только начинал говорить о том, что хочет сделать практику поддержки одаренных детей в крае постоянной, многие сомневались в этой задумке. Но Лев Кузнецов идею не оставил. Накануне в Красноярской краевой детской библиотеке он провел совещание по вопросам поддержки талантливых детей в области культуры и искусства. Оказалось, что поддерживать нужно тысячи ребятишек.

Если ребенок учится в музыкальной школе, танцует, поет или рисует — он уже герой. Он не сидит за компьютером, в подъезде, на лавочке — он занимается делом. Таких в крае, по данным министерства культуры, очень много.

Дерево системы

Некоторые чиновники надеялись, что губернатор «наиграется и успокоится». Не вышлоНачал Кузнецов с пожелания, чтобы день знаний «прошел у нас хорошо». А потом ухнул с места в карьер — программа «Одаренные дети», которая начала реализовываться с начала этого года, является ни много ни мало доминантой для краевой власти. В ней три приоритета — физико-математический уклон, спортивный и культурно-творческий. Именно в этих направлениях с 1 января по всему краю ищут одаренных детей. По первым двум глава края совещания уже провел.

— Цель программы — не создать какую-то локальную территорию, на которой мы чисто искусственно или эксклюзивно создали условия для работы этой программы, — заявил Кузнецов, — а действительно охватить всю территорию Красноярского края — и города, и села, и юг, и север, и запад, и восток.

Далее глава края структурировал задачи программы, в которую входит не только поиск талантливых детей, но и поиск талантливых педагогов. А также работа с родителями, которые зачастую становятся непреодолимой преградой в развитии одаренного ребенка.

— Нам нужно не только учить детей, но и тех, кто работает в рамках этой программы, работает с детьми, — подчеркнул Кузнецов.

После вступительной речи губернатора слово взял министр культуры Геннадий Рукша, но только для того, чтобы передать его своему заместителю — Елене Паздниковой. Та дала исчерпывающую информацию о системе художественного образования. Так, в крае есть 125 муниципальных школ искусств — музыкальных, художественных, хореографических — в которых занимаются почти 30 тысяч детей. Помимо этого работают шесть учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются 2200 человек. Последний уровень системы представлен, по словам замминистра, двумя федеральными вузами, в которых числится более 800 человек. Помимо этого есть творческие мастерские для художников. Далее Паздникова выдала суперконструкцию из слов, которую выдать мог кто угодно, но не чиновник из минкульта. Потому что в минкульте не должны так разговаривать.

— Развитие личности одаренного ребенка до одаренного взрослого реализуется в отрасли по кластерному принципу, — сказала она. — Его организационно-структурная модель внутриведомственного взаимодействия выглядит следующим образом....

Елена Галактионовна, зачем? Ну, зачем вы так говорите? Вы ведь по специальности актер драматического театра. Ну, вспомните пьесы Чехова, Островского. Разве там таким языком говорили?

Заступники

После чиновничьего доклада Паздниковой Кузнецов попросил ее об одном — структурировать все, что она сказала. Однако заместителя министра эта просьба поставила в тупик. А губернатор добивался простого — чтобы наглядно было понятно — откуда и куда попадет одаренный, например, художник, если будет стараться? Художественная школа — училище — мастерская — дальше что? Кузнецову нужен был понятный план, понятная вертикаль, у минкульта же был лишь доклад с кластерным принципом.

— Прошло 8 месяцев. Вот за это время какие новые подходы, компоненты мы использовали по отношению к тому, что уже было? Не было — сделали. Или что-то планируем в ближайшее время? — поменял вопрос губернатор.

— Наверное, более осмысленно мы приблизились к осмыслению того, как сопровождать этих детей, когда они уже закончили высшие учебные заведения, — ответила Паздникова.

За заместителя вступился Рукша, который рассказал о том, что в этом году впервые за долгое время полностью укомплектованы группы в Академии музыки и театра на узкие музыкальные специальности — скрипки и виолончели. «У нас все время был недобор», — подчеркнул Рукша. Заступился за коллег и министр спорта, туризма и молодежной политики Сергей Гуров.

— У меня один ребенок из троих относится как раз к этой категории (министр не обозначил, к какой именно — одаренных детей или просто занимающихся. — Newslab.ru), занимается в музыкальной школе по классу фортепиано. И у них постоянно проходят концерты...

— А если я в начале пути? — спросил Кузнецов, уповая опять на то, что наглядно непонятно, куда двигаться ребенку.

— Если в начале, тогда не знаю, — признал Гуров.

— Я хочу, чтобы была модель, — сказал губернатор. — Чтобы была понятна вся вертикаль, которую можно пройти от начала и до конца в одном регионе, у нас. Вот вы говорите — нужно строительство хореографического училища. А я должен понимать, что его действительно не хватает, что это и есть одна из обязательных ступенек.

В качестве экспертов на встречу были приглашены руководители образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Так, директор Красноярского краевого колледжа культуры и искусства, расположенного в Минусинске, Валентина Барабаш сделала уклон на то, что работать с родителями крайне трудно — очень много талантливых детей живет в неполных семьях, а то и совсем без родителей. Она же попросила губернатора что-нибудь сделать с тем, чтобы про людей культуры и искусства больше говорили в прессе. Кузнецов с последним согласился.

Последним выступающим стал Михаил Бенюмов, художественный руководитель Красноярского камерного оркестра. Его речь свелась к тому, что в Красноярске жизненно необходимо построить специализированную школу-десятилетку. Во всех крупнейших городах страны, по словам Бенюмова, они есть. В Новосибирске вообще две. И сейчас в крае, если сделать вывод из слов художественного руководителя, пограничная ситуация — если школу не построить, культура пойдет на спад. Если построить — вознесется до небывалых высот. Вот почему-то со всем так в стране. Всегда и везде одна большая пограничная ситуация.

Фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать