Министерство юстиции совместно с Ассоциацией юристов России решило составить рейтинг юридических консультаций и адвокатских контор. Цель благая — граждане должны знать, кто дока в своем деле, а кто полный профан. Впрочем, эксперты уже предъявили претензии к критериям отбора, а также заявили, что «топовым» участникам место в рейтинге даст основание повысить стоимость своих услуг.
На замену лицензиям
Понять, кто есть кто на рынке юридических услуг, без посторонней помощи сейчас довольно сложно. Главным для клиентов становятся рекомендации друзей и знакомых, броская реклама и, разумеется, телепередачи про суд и подсудимых, где в роли защитников — дорогостоящие адвокаты, давно ставшие медийными лицами. Но зачастую выбрать подходящего защитника довольно сложно. Только в Красноярске количество компаний, оказывающих юридические услуги, уже стремится к пятистам. Кто там работает — понятно. В 90-е и нулевые выпускников с юридическим дипломом ковали практически все вузы страны. Но насколько серьезна их квалификация — большой вопрос.
— Когда-то было лицензирование юридической деятельности, потом это лицензирование отменили, — рассказал «Российской газете» член правления Ассоциации юристов России, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров. — Сегодня любой человек, даже не имеющий юридического образования, может создать юридическую компанию и оказывать псевдоуслуги.
Лицензирование, однако, юристы посчитали инструментом прошлого века, опасаясь очередного витка коррупции и бюрократии. По мнению Ассоциации юристов, рейтинговая система более демократичная. Юридические компании будут предоставлять информацию добровольно.
— Поскольку Ассоциация юристов России является основной площадкой, объединяющей практически все цеха юридической профессии, то возникла идея именно на базе ассоциации провести рейтингование юристов, — говорит Дмитрий Позоров. По его словам, это хоть как-то покажет гражданам и рынку, какие компании более-менее надежны, качественны и социально ответственны.
Критерии
Разумеется, главным критерием рейтинга станет качество работы за последнее время. Однако сам уровень качества определить довольно сложно. Срок присутствия на рынке и количество клиентов все-таки можно отнести к формальным признакам. Однако предполагается, что в рейтинг будут внесены только компании, существующие не менее 10 лет. Чем старше фирма, тем больше баллов.
В западных рейтингах, например, по большей части, смотрят на прибыль, обороты фирмы, численность сотрудников и другие количественные показатели. Российская особенность — разработчики критериев предлагают смотреть еще и на социальную ответственность организаций. Это так называемые социальные программы или проекты. Другими словами эксперты постараются разобраться, что хорошего фирма сделала для граждан?
Предполагается, что у хорошей компании, претендующей на высокие места в рейтинге, должно быть в «послужном списке» не менее трех социальных проектов, пишет «Российская газета». Например, в зачет пойдут бесплатные консультации, безвозмездная подготовка заключений на социально ориентированные законопроекты.
— Если бизнесу нужен какой-то закон, понятно, что деловое сообщество или конкретные корпорации профинансируют работу над ним. А где надо, там и подтолкнут по мере сил, — сказал изданию один из авторов проекта, кандидат юридических наук Игорь Редькин. — Законопроекты же, которые позволяют улучшать жизнь граждан, часто идут по остаточному принципу: если дойдут руки, если про них не забудут и тому подобное. Мы считаем, что в правовом сообществе должно стать хорошим тоном работать в первую очередь над социально значимыми законопроектами.
Обсуждение будущего рейтинга уже привело к некоторым недвусмысленным выводам. Логично предположить, что «топовые» компании из списка автоматически получат возможность поднять стоимость своих услуг. Ведь один из критериев составления списка лучших — прозрачность ценообразования. Куда уж прозрачней — компания-лидер, потому и дороже услуги.
Комментарии:
Сергей Мальтов, президент адвокатской палаты Красноярского края:
— Инициатива благая, но у меня возникает масса вопросов. Можно создать рейтинги юридических фирм, которые обслуживают бизнес. Но можно ли создать рейтинги живых людей, адвокатов, которые занимаются конкретными делами? Адвокат находится под бременем хранения адвокатской тайны, а она предполагает хранение не только тех сведений, которые получены от клиента, но и информации о самом клиенте, в том числе о сумме, которую клиент внес. Эти сведения никогда раскрыты не будут под страхом отлучения от адвокатуры. Возникает ситуация, когда рейтинг будет половинчатый. Для кого он тогда будет составлен? Говорят, что для того чтобы люди лучше разбирались. Я вам скажу — я президент адвокатской палаты, мне запрещено гражданам говорить какие адвокаты лучше, а какие хуже. У меня есть свой рейтинг в голове, но я не могу его донести. А ведь гражданам интересны как раз адвокаты, а не юристы, не юридические фирмы.
Что касается критериев и их социальной направленности. Кто-нибудь качество бесплатных консультаций оценил? Кроме того, их оказывают самые добросовестные члены юридического сообщества, а остальное «болото» сидит за их спинами. При этом мы ведь будем говорить в рейтинге обо всей фирме, а не о конкретном добросовестном адвокате.
Отсутствие нареканий... Нареканий нет у самых дерьмовых компаний. Потому что по закону судебное производство в отношении юркомпаний прекращается немедленно, если жалоба отозвана. Они что делают — в случае поступления на них жалобы, тут же выкупают ее, затыкают деньгами рот жалобщику, и он бумагу отзывает. Такие конторы никогда не попадают под пресс дисциплинарной ответственности. Получится, по этому критерию плохими окажутся честные компании, а нечестные станут хорошими.
Александр Глисков, управляющий партнер адвокатского бюро «Глисков и партнеры», депутат Городского совета Красноярска:
— В целом, я приветствую такое начинание. Потому что сегодня на рынке наряду с адвокатами и другими квалифицированными юристами полно всякой «шушеры», занимающейся откровенным мошенничеством. Официальные рейтинги, как минимум, могли бы сориентировать клиентов, к кому точно не надо обращаться. Кстати, опыт рейтингов уже есть — в последние несколько лет их составляет журнал «Деловой квартал» в тех регионах, где он выходит.
Елена Пензина, депутат Городского совета Красноярска:
— На мой взгляд, вещь эта, безусловно, полезная. Но вопрос в другом. Мой опыт показывает — сколько бы ни было всякой разной полезной информации и в СМИ, и в интернете, мошенничеств и недовольных деятельностью юридических компаний меньше не становится. Поэтому та часть населения, которая готова обманываться, будет это делать. В этом смысле рейтинг окажется полезен той категории людей, которая прежде чем вляпаться в какое-то дело, предпочитает собрать всю информацию.
Ольга Лихтина, руководитель «Красноярского краевого правозащитного центра»:
— Это все ерунда. Вспомните, какие рейтинги делали по строительным компаниям — те, кто был на первых местах, давно закрылись и обанкротились. Юридических компаний в Красноярске очень много, но и без рейтинга легко выбрать правильную. Для этого просто нужно подходить грамотно к выбору и собрать несколько мнений. А если основываться на рейтинге — и на старуху бывает проруха. Проиграл хороший адвокат несколько дел, что теперь — забыть про него? Считаю, что составление рейтинга — это просто бизнес. Хочешь быть в первых рядах — плати деньги.
Александр Зотов, Newslab.ru