Процедура утверждения Законодательным собранием Красноярского края мировых судей на соответствующие участки проходит во время заседаний сессий довольно часто. Как правило, это становится пустой формальностью — кандидаты на должность судьи выходят к трибуне, член комитета по вопросам законности и защите прав граждан Марина Добровольская говорит о них приятные слова и рекомендует коллегам утвердить. Собственно все. Но оказалось, что самое интересное в этом вопросе происходит на заседании профильного комитета.
Импозантный председатель комитета по вопросам законности и защите прав граждан Юрий Абакумов чувствует себя в своем председательском кресле очень уверенно. Стоит пять минут понаблюдать за ним во время заседания, как становится понятно, кто в доме хозяин. Члены комитета и рта не могут раскрыть без воли начальника, а если осмеливаются, то получают увесистую словесную затрещину.
Кандидат № 1
Начальным вопросом в повестке заседания комитета, которое состоялось накануне, значилось утверждение мировых судей на участки в Норильске, на Таймыре и в Шарыпово. Первой Марина Добровольская представляла на новый срок кандидатуру норильчанки Татьяны Владимировны Ивановой. По словам депутата у судьи огромная загрузка по делам, кроме того, условия работы не соответствуют человеческим. В частности, отделение Мирового суда находится рядом с отделением полиции.
— Бичевня всякая со скандалами и тут же принимает судья, — описала ситуацию Добровольская. — Люди спрашивают — это частная фирма или государственное учреждение, в котором должны быть нормальные условия? Кроме того, Татьяна Владимировна купила сама технику и сама оплачивает связь — материальное обеспечение оставляет желать лучшего.
— Марина Ивановна, «бичевня» — это северный народ? — тактично уточнил Олег Пащенко.
— Нет, это люди, которые приходят к участковому на беседу — это наркоманы, пьяницы... И тут же правосудие, — ответила Добровольская.
— Значит так, — жестко прервал беседу коллег председатель, — если вы хотите задать вопрос, действуйте в установленном порядке! А шуточки...
По поводу сверхнагрузки на судью Добровольская рассказала еще одну интересную историю. Оказывается, каждый Мировой суд курирует судья-координатор. Так вот, в Норильске такой человек — «некий Шапкин». Именно он должен был обратить внимание Краевого суда на то, что необходимо перераспределить участки и, тем самым, снизить нагрузку на судей. Однако реакция от куратора нулевая. По-хорошему, его бы сменить, но тут оказалось, что координатора выбирают сами судьи на общем собрании. Как так получается, что они голосуют за заведомо неспособного к работе человека, было непонятно пару минут, пока та же Добровольская не раскрыла секрет.
— Он является сыном заместителя председателя городского суда, — сказал она.
«Но его же выбирали сами судьи», — логично возразил Абакумов. Но через секунду все понял — по родственным связям, наверняка. «Да, из-за мамы», — констатировала Добровольская.
Кандидаты № 2, 3, 4
Вторая кандидатура на новый срок на должность мирового судьи в Кайеркане — почти полная тезка норильской — Иванова Татьяна Вячеславовна. Ее Добровольская охарактеризовала как «умницу». Но и у нее оказалось проблем выше крыши. Козырек над входом в участок находится в плачевном состоянии и может, по словам депутата, «прибить обратившихся в суд». Места для работы катастрофически мало.
Еще один претендент — мировой судья из Таймыра. Его офис расположен на острове Диксон, однако работа предполагает частые командировки в Хатангу, Дудинку и другие населенные пункты. Последняя поездка, по словам Добровольской, продлилась восемь месяцев. «Он вернулся, а жена едва к другому не ушла», — в сердцах сказала депутат. С помещением та же проблема, что и у северных коллег. Специальной комнаты для архива нет.
Народные избранники поинтересовались: как же он работает, когда много дел, а вылететь на каждое нет времени. Судья признался — по электронной почте. Он получает письмо, распечатывает материалы и смотрит их, а потом на расстоянии выносит решение, которое отправляет электронкой обратно. Единственное условие — согласие истцов и ответчиков. Вот такая технологическая революция произошла с правосудием на Севере.
— А дети у вас есть? — поинтересовались депутаты у кандидата.
— От первого брака, — признался мужчина. — Совершеннолетний уже.
— И не будет, если по восемь месяцев в командировке будет находиться, — бросила Добровольская.
— Ну, по электронке можно, — сострил Пащенко.
Последний кандидат на должность мирового судьи из Шарыпово рассказала еще об одной проблеме — в городе чудовищно не хватает судейских кадров. Если с самими судьями ситуация еще более-менее, то с помощниками и секретарями совсем беда. Талантливые выпускники не хотят задерживаться в маленьком моногородке и устремляются в Красноярск. На вопрос Абакумова о зарплате персонала, женщина ответила, что помощник судьи получает от 20 до 22 тыс рублей, секретарь — от 15 до 17 тыс. В принципе, для Шарыпово это неплохая заработная плата, однако в суд работать идут те, кому больше некуда. Например, выпускники юридического факультета Томского педагогического университета, рассказала судья.
— Они далеки от работы суда и от юриспруденции вообще, — констатировала она.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru