Госнаркоконтроль предлагает резко ужесточить наказание для людей, употребляющих наркотики. Им предложат два варианта: пройти принудительное лечение, либо стать обвиняемым в уголовном деле и получить тюремный срок.
Сейчас реальный срок можно получить за хранение и сбыт наркотических веществ, употребление наркотиков по действующему закону наказывается только штрафом. Все изменится благодаря инициативе президента страны — в апреле Дмитрий Медведев предложил правительству и силовикам разработать поправки в Уголовный кодекс, которые бы ужесточали наказание за употребление наркотиков. В ответ правозащитники заявили, что данная мера нарушает права человека и закончится переполнением мест заключения больными людьми.
Известно, что в Госнаркоконтроле этим вопросом занимается специальная группа. Сейчас уже разработаны два варианта усиления наказания: по первому уголовные дела будут возбуждать против тех, кто два раза или более попадался за употребление наркотиков и был фигурантом административного дела. Второй вариант заключается в том, что на скамью подсудимых будут отправлять наркозависимых людей, которых суд освободил от административного наказания, но обязал пройти курс лечения.
— Поправки пока разрабатываются, но, возможно, что оба варианта войдут в законопроект, который мы отправим на рассмотрение в правительство, — объяснил «Известиям» начальник следственного департамента Госнаркоконтроля Сергей Яковлев.
Эксперты же пока относятся к новациям Госнаркоконтроля неоднозначно. По мнению главы комитета по безопасности Госдумы, в прошлом замминистра МВД, Владимира Васильева, предлагаемые поправки помогут усилить профилактику наркомании.
— Нужны правовые рычаги давления на наркоманов, чтобы они чаще принимали решение о добровольном лечении, — считает Васильев. — Больной человек должен понимать: либо он становятся здоровым и полноценным гражданином, либо преступником.
Жесткие меры поддерживает и член комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Нина Останина. Она считает, что всё, что связано с наркотиками, является преступлением, «поэтому если бы сейчас такой законопроект поступил в Госдуму, он был бы принят». Общественники и правозащитники относятся к новости по-другому. Член Общественной палаты адвокат Генри Резник считает идею сомнительной. Предложение он считает неконституционным, потому что это ни что иное как «посягательство на свободу человека».
— Употребление чего-либо — это личный выбор каждого человека, и за это не может наступать уголовная ответственность. Принудительное лечение может быть допустимо, если наркоман наносит вред своим близким, — поделился мнением адвокат. «Известия» также приводят комментарий лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, который называет готовящийся законопроект популистским. «Наркомания — это болезнь, и теперь ФСКН предлагает больных людей считать преступниками», — заявил он. По словам Пономарева, если законопроект пройдет правительство и Госдуму, то он со своими единомышленниками сможет его завернуть, обжаловав в Конституционном суде.
Популистский характер новшества многие эксперты связывают еще и с тем фактом, что до сих пор в мире нет действенных способов лечения наркомании, а значит, направление нарушителей закона на лечение станет пустой формальностью. Зато отправка их за решетку станет для ФСИН настоящим испытанием — известно, что в российских тюрьмах не так-то много свободного места.
Комментарии:
Владислав Королев, депутат Законодательного собрания края:
— К этой идее я отношусь неоднозначно. Наркоманов не в тюрьму нужно сажать, а лечить. В первую очередь, в борьбе с наркоманией важна работа по пресечению распространения наркотиков. В этом смысле нужно усиливать наказание именно за это вплоть до пожизненного заключения. Люди, которые продают наркотические вещества и, тем самым, убивают других людей, должны соответственно отвечать. Помимо этого, необходимо ввести визовый режим со стороны так называемого «наркотреугольника» — стран бывшего Советского Союза, где произрастают наркотические растения, и откуда идет наркотрафик.
Александр Глисков, депутат Городского совета Красноярска:
— Эта инициатива — признание бессилия Госнаркоконтроля и неумения выполнять свою работу. Их задача — пресекать наркотрафик, но они пока мало в этом преуспевают. Тем более тюрьмы сейчас и так не пустуют, а Госнаркоконтроль говорит — давайте туда еще миллион человек отправим.
Марк Денисов, уполномоченный по правам человека в Красноярском крае:
— Лечиться все равно надо. Не думаю, что нужно давать уголовное наказание за то, что человек болен. А вот создать строгий контроль за тем, как он лечится, создать систему стимулов — это верный шаг. Нарушает ли это права человека? Понимаете, по статистике каждый наркоман за год вовлекает в употребление 8 человек. Потому что ему нужно где-то брать деньги. Богатых наркоманов в стране мало, поэтому они используют способ — подсадить на иглу еще людей. Либо идти воровать-грабить. Наркоман, как всякий больной человек, болен в социальном смысле. А значит употребление наркотиков — это не частное дело. С таким же успехом больному чумой можно разрешать ходить по улицам — ведь если его уложить в больницу, мы нарушим его права на свободу. Но ведь это не верно. Это не частное дело. Заставлять людей лечить надо, необходимо создавать для этого условия. Но вот сажать в тюрьму за употребление... У нас ведь и так значительная часть общества либо сидела, либо сидит, и наращивание дальше удельного веса людей, побывавших в местах лишения свободы, приведет к меньшей безопасности в обществе.
Виктор Легашов, председатель Красноярского краевого общественного фонда «Защита гласности», член Общественной палаты правозащитных организаций:
Здесь две стороны медали. С одной — человек наркозависимый априори больной, и помещать его в тюрьму нельзя. С другой — наркоман, чтобы получить дозу, должен либо приторговывать, либо приворовывать. И дело здесь не в его личности, а в правах здоровых людей, которые до сих пор не сели на иглу. Если можно сберечь сотни детей, которые не станут наркоманами, потому что некому будет их вовлекать, то ради этого стоит вводить реальные сроки. Ведь наркоман в 95 % случаях является человеком, потерянным для общества. Да, есть случаи ремиссии, но они бывают крайне редко. Поэтому для предотвращения появления новых наркоманов любые средства хороши. Да, тюрьма их не исправит, но они хотя бы, как цинично это ни звучит, проживут дольше.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru