На днях в федеральных СМИ появилась информация о том, что власти оказывают негласное давление на нефтетрейдеров и владельцев АЗС, чтобы те не повышали цены на бензин перед выборами. Местные трейдеры по этому поводу либо отмалчиваются, либо уверяют, что никаких указаний от чиновников им не поступало.
Бензин нынче не купишь
Как рассказал корреспонденту Newslab.ru генеральный директор компании «Сангилен+» Роман Гольдман, никакого давления, тем более, негласного, лично на него не оказывалось. Он даже высказал предположение, что поступившая информация является предвыборной провокацией с целью дискредитировать правительство. — Оказывать на нас давление бессмысленно. Никто не станет торговать себе в убыток, нам проще вообще замотать колонки. Что тогда произойдет, сами понимаете: несмотря на то, что у нас широко представлены государственные АЗС — «Газпрома», «Роснефти» и КНП — они все равно не справятся с наплывом потребителей. Наступит коллапс. Учтите еще, что близятся холода, люди начнут «прогреваться» и потребление топлива резко увеличится, — заявил предприниматель.
Генеральный директор компании «Партнер 21» Юрий Бухряков также говорит, что на него чиновники пока не наезжали, но не исключает, что какое-то давление было оказано на крупные топливные сети. — На нас-то зачем давить? Мы — компания маленькая, погоды на рынке не делаем. Возможно, крупным сетевикам и были даны какие-то указания. А за ними, уж будьте уверены, потянутся все остальные, никуда не денутся, — предположил Бухряков.
Крупные сетевые компании, в частности, «Фортуна Плюс» и «Магнат-РД» от официальных комментариев отказались. Как показал опрос среди участников рынка, они вообще не склонны комментировать поступившую информацию. В частной беседе, правда, заверяют, что никакого давления на нефтетрейдеров под предлогом выборов не было.
Что действительно волнует сейчас местных нефтетрейдеров и владельцев АЗС, так это нарастающий дефицит топлива. По их словам, в последние несколько месяцев бензин стало купить очень сложно, поэтому трейдеры и заправщики закупают его ежедневно с запасом на несколько дней вперед.
Такая ситуация сложилась потому, что некоторые производители, в частности, «Газпром» практически перестали продавать бензин и дизтопливо как нефтетрейдерам, так и владельцам автозаправочных станций. Производителям гораздо выгоднее сбывать топливо через собственные сети заправок и получать, таким образом, сверхприбыль.
Трейдеры считают, что дефицит топлива, в конечном счете, приведет к росту цен на него, однако полагают, что в ближайшие два месяца этого все-таки не произойдет. — Пока «Газпром» продавал топливо, можно было как-то работать. Сейчас хоть совсем закрывайся — мало того, что дефицит бензина, так еще и цену на него в рознице снизили до предела. И повысить точно не дадут. Во всяком случае, до выборов, — считает Юрий Бухряков.
К чему приведет госрегулирование цен на топливо
Минэнерго опять подняло вопрос о государственном регулировании цен на топливо. Напомним, весной текущего года уже была попытка продавить идею госрегулирования цен, но тогда она не удалась — против выступили антимонопольщики, Российский союз промышленников и предпринимателей и нефтяные компании. Предложение минэнерго посчитали нерыночным, кроме того, чиновники не разработали систему применения регулирования цен на практике и методику определения их предельно допустимого уровня. Однако минэнерго не унялось и сейчас выступает с новой инициативой — ограничения роста цен на бензин в том случае, если за месяц они поднялись на 10% и выше.
Нефтетрейдеры резко отрицательно относятся к новому предложению министерства, как и в целом к идее государственного регулирования цен в нефтяной отрасли. Они считают, что данная мера приведет к уничтожению конкуренции на топливном рынке и стагнации во всей индустрии добычи и переработки нефти.
Так, если производителей лишить сегодня возможности влиять на стоимость топлива, они перестанут отпускать его независимым участникам рынка, поскольку для них будет выгоднее сбывать весь объем через собственную розницу или отправлять на экспорт. Таким образом, автоматически «загнутся» частные нефтетрейдеры и АЗС, умрет конкуренция.
С другой стороны, при госрегулировании цен нефтяникам станет неинтересно развиваться, инвестировать деньги в разработку, модернизацию и прочее. Отрасль начнет сворачиваться, и через
При всем этом участники рынка сетуют, что обсуждение вопроса о госрегулировании цен — разговоры в пользу бедных. Государство, по сути, и сейчас уже полностью контролирует ценообразование в отрасли. — Была ведь недавно цена — 26.90 за литр, и она была адекватной, соответствующей рыночной ситуации. Нет, понизили на полтора рубля. С чего бы? Рынок изменился? Нет. Исключительно по инициативе властей. И сколько я в этом бизнесе — всегда так было, а в последнее время «режим» еще более усилился. Какое еще госрегулирование нужно?! — недоумевает Юрий Бухряков.
Спрос на топливо опережает предложение
Попытку государства монополизировать регулирование цен в нефтяной отрасли нефтетрейдеры называют антирыночной и неэффективной мерой. По их мнению, рост цен на топливо сегодня объясняется одной причиной — увеличением количества потребителей и отставанием производства. Иначе говоря, предложение не успевает удовлетворить спрос. Как известно, только в Красноярском крае за последние два года количество автомобилей выросло на 40%, между тем, заводов, производящих топливо, в стране как было 33, так и осталось. Соответственно, чтобы сдержать рост цен, необходимо наращивать объемы производства топлива, а такая мера, как принудительная заморозка цен, не даст никакого результата.
— Конечно, государство может сказать — цена будет такой и баста. С точки зрения автомобилиста, я подумаю — да, это круто. Но как человек, работающий в данной индустрии, я понимаю, что это тупик. Действовать нужно только рыночными мерами. Если бы, скажем, государство предложило: давайте, мы компенсируем вам какие-то ваши затраты, инвестиции, а вы на такой-то период обещаете не поднимать цену, то это был бы деловой разговор, это был бы рынок. А административными запретами ситуацию не улучшить, — считает генеральный директор компании «Сангилен+» Роман Гольдман.