Главная
>
Статьи
>
Иван Бортник: «Инновационное развитие Красноярского края оценивается на «хорошо»

Иван Бортник: «Инновационное развитие Красноярского края оценивается на «хорошо»

07.11.2011
7

Красноярск посетил основатель и председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. Перед началом официальной части визита создатель одного из основных федеральных институтов инновационной инфраструктуры в стране рассказал, почему Москва не хочет выращивать Кулибиных, о стагнации в регионах и об оценках успешности государственных инвестиций.

Вы приехали принять участие в работе заседания Ассоциации инновационных регионов России. Это новый институт в стране. Расскажите о задачах и, может быть, успехах?

Прежде всего, Ассоциация должна содействовать улучшению социально-экономической ситуации в регионах, которые являются учредителями. Как следует из названия, члены считают наиболее приемлемым сценарием развития для самих себя именно инновационный путь, использование инновационного инструментария.

Может быть, это не самый лёгкий выбор. Здесь и вправду не нужно надеяться на быстрый результат, но, как показывает мировой опыт, на стайерской дистанции это наиболее эффективный и полезный вариант развития.

Не отрицая полезности инноваций, зачем нам всё-таки ещё одно объединение, ещё один институт?

Вместе всегда легче делать дело, чем бы вы ни занимались. Это в равной степени относится и к развитию инноваций. Обсуждение проблем, поиск решений, обмен опытом, анализ региональных программ, законодательных баз... Взгляд со стороны помогает более тонко настроить систему. И конечно же, не стоит забывать, что вместе регионы могут влиять, менять что-то на уровне федерации. Если угодно, Ассоциация — это своеобразный аналитический клуб лоббистов — естественно, в хорошем смысле этого слова.

Иногда в регионах складывается впечатление, что на уровне федерации для развития инноватики мало что делается...

Уверяю, иногда федералы придерживаются схожего мнения в отношении регионов. Так что тут всё взаимно. И как раз чтобы этого не было, создана Ассоциация.

Но как определить, что вот тут инновационная сфера развивается плохо, а вот там хорошо?

Вот для этого мы и собрались сегодня в Красноярске. Сейчас формируется определённый набор индикаторов, который бы прямо указывал на уровень территории. Главное, чтобы он был понятен как в Москве, так и на периферии. Научить Кремль и субъекты говорить на одном языке — также наша задача. Индикаторы — это всего лишь алфавит. Нужно научиться складывать буквы в слова, слова — в предложения...

Зачем регионам развивать инновации? Точнее, зачем нужна оценка Москвы? Развивались бы себе тихонько...

Потому что это выгодно. Должно быть выгодно. Стратегия-2020 предполагает, что если у региона положительные оценки, на его территории применяется большее количество федеральных инструментов по улучшению социально-экономической ситуации. Я имею в виду как финансовые, так и мотивационные. То есть чем территория лучше, тем ей больше достаётся.

Когда же эта система оценок заработает?

Если наши предложения понравятся минэкономразвитию, то уже в следующем году. По сути, большая часть уже получила одобрение президиума правительства РФ. Собственно в ближайшие дни набор критериев будет полностью готов.

Но что-то ваши эксперты хотя бы между собой, хотя бы для внутреннего пользования уже оценивали?

Да, мы очень тщательно оценивали законодательные базы. Согласитесь, это немаловажный инструмент создания инновационной экономики.

Красноярский край какую оценку получил?

Уровень оценивается как «хороший».

Чего не хватает для «очень хорошего» уровня?

Сразу оговорюсь — ни один из сибирских регионов — участников АИРР не получил эту оценку. Возможно, если бы кругом в стране были одни отличники, многие инфраструктурные институты были бы не нужны.

Относительно того, чего не хватает, ответить однозначно сложно. Ведь это целая система, целый набор.

Как вы работаете с зарубежными коллегами? И что нового вы узнали от иностранцев?

Мы встречаемся, обмениваемся опытом. Ведь на Западе развитие инновационных моделей именно в регионах поставлено на очень высокий уровень.

Относительно новизны боюсь вас разочаровать. Европейские коллеги только лишний раз подтверждают правильность принимаемых сегодня в России решений. Я имею в виду, конечно же, не частности, а концептуальные вещи.

Какие европейские модели у нас уже применяются?

Например, система кластерного развития. Вы знаете, что в Концепции инновационного развития России это одна из основных форм, основа всего. К слову, наличие кластера — как раз один из индикаторов, свидетельствующих о развитости региона. И я знаю, что у вас в крае будет создана такая структура — в Железногорске.

Сейчас среди индикаторов, по которым можно судить об уровне территории, немаловажным является количество поддержанных проектов. А что с качеством? Как его оценить?

Количество не такой уж и формальный показатель, как может показаться. По нему, например, можно судить о глубине работы региона с федеральными институтами развития. Сколько проектов поддержано Российской венчурной компанией, сколько РОСНАНО и так далее... Всё это тоже качество.

Качество самих стратегий, если они вообще существуют в регионах, — это основа. Вот если в этом документе прописаны пять основных приоритетов развития территорий, взятых из федеральной концепции... На мой взгляд, тогда это вообще не концепция. Ну не могут у разных регионов так совпадать интересы, ведь везде разные предпосылки, разные стартовые условия. Вот пишут — развитие космических технологий... Ну если до этого никогда никто в регионе этим не занимался, нет ни школы, ни традиций, откуда тут взяться этим технологиям? Вот у вас в крае они есть, вы можете так писать, можете развивать.

К слову, в Москве, как ни странно, инновационный путь кажется тупиковым. Об этом недавно заявил первый вице-мэр столицы. А всё потому, что в Москве очень сильный торговый и строительный потенциал. Эти сферы дают половину валового внутреннего продукта, так что в мэрии просто не видят, зачем ещё и инновации нужны.

Полезность инноваций, по-моему, трудно оценить здесь и сейчас.

Вы абсолютно правы. Это долгоиграющий процесс. К тому же сложности и с самими индикаторами. Где оценивать — там, где изобрели, или там, где реализовали? Рапортовать наверх каждый квартал у инноваторов не получится никогда. Иначе это просто не инновация будет.

Почему фонд Бортника в последние годы очень тесно работает с региональной властью, местными предприятиями?

Думаю, изменился настрой региональной власти. При этом сам фонд для экономики края — это же капля. Ну сами посудите, весь фонд — всего четыре миллиарда рублей. Да тут у вас выручка одного предприятия-гиганта в разы будет больше. Казалось бы, зачем вам развивать инновации в сфере малого и среднего бизнеса?

И всё-таки власти оказывают поддержку, создают программы. Это своеобразный сигнал народу — если вы начнёте, мы вам поможем. Собственно, нас в край пригласила в своё время именно администрация региона. Понимаете, развитие этой сферы зависит именно от позиции на местах. Никакие федеральные программы, институты, визиты высоких гостей и финансирование не смогут ничего изменить, если нет главного — желания самих людей изменить что-то. У красноярцев это есть, и они меняются.

Марат Винский, красноярский краевой портал KrskPlus.ru

Рекомендуем почитать