>
>
Фантом/ The Darkest Hour

Фантом/ The Darkest Hour

23.12.2011
6

Режиссер — Крис Горак

В ролях: Эмиль Хирш, Оливия Тирлби, Макс Миньелла, Рэйчел Тэйлор, Вероника Озерова, Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Петр Федоров
Продолжительность — 80 мин

Эй, Голливуд! Слышишь, продюсер Тимур Бекмамбетов передаёт тебе фильмом «Фантом» важное послание? Любой фильм, даже самая размашистая спецэффектная ерунда, может моментально стать лучше, если засунуть в него Гошу Куценко верхом на коне! Как это работает? Да вот же, посмотри «Фантом», сам всё увидишь!

Третий в невольной трилогии под воображаемым названием «Инопланетные гости мировых столиц» (см. «Скайлайн» и «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес»), «Фантом» на поверхностный взгляд выглядит самым свежим из троицы. Вместо опостылевшего Лос-Анджелеса — реальная Москва, город, сопоставимый по масштабам, но гораздо реже воспеваемый на мировых киноэкранах. Вместо трёхметровых прямоходящих с пушками (видели уже таких) или омерзительных хреновин со щупальцами (а таких в особенности) — невидимые энергетические сгустки, превращающие людей в пепел. По идее, на этих важных разницах вполне можно было бы выстроить пристойное фантастическое полотно — скромное, но интересное и в чём-то необычное.

На практике выясняется, что подобранный Бекмамбетовым англичанин Крис Горак, дебютант в большом метре, умеет делать ровно две вещи — рисовать апокалиптические пейзажи разрушенной Москвы и азартно мигать лампочками на электроприборах. Спору нет, и то, и другое выходит здорово — виды можно хоть сейчас растаскивать на скринсейверы (хотя, справедливости ради, Москва без пробок в бусловском «Высоцком» выглядит куда более фантастично, чем рухнувший в ГУМ авиалайнер), электроприборы в диапазоне от крохотных лампочек до целого троллейбуса энергично гудят и как будто подстегивают режиссера.

Правда, когда повода засунуть в кадр либо первое, либо второе, не находится, у Горака разом опускаются руки. К тому же он по неопытности явно не в курсе, что делать, когда выданный тебе сценарий отказывается тебе помогать. А сценарий в случае «Фантома» не то чтобы отказывается, а даже и не собирался — сочинитель Джон Спэйтс, по сути, не мудрствуя лукаво, подсунул Бекмамбетову и Гораку такой прямолинейный ремейк «Скайлайна», с поправкой на географию; спонтанно сбившаяся в кучу группка людей видит, как все вокруг умирают, сначала отсиживается в подвале, а потом прорывается к воде, по дороге немного собачась и немного помирая.

Всё это совсем не стоило бы хоть сколько-то осмысленного разговора, если бы не — та-дам! — торжественно прибывающий где-то в середине Гоща Куценко на коне. (Вопрос, почему и зачем он на коне, в фильме блистательным образом не проясняется). Куценко, Смольянинов и ещё пара бессловесных ребят играют передовой отряд группы русских ополченцев, забаррикадировавшихся в библиотеке и время от времени выходящих с карательными миссиями против инопланетных захватчиков. В середине они подбирают беспорядочно бегающих по Москве американских туристов и потом провожают их до ждущей в Москве-реке атомной подводной лодки (не спрашивайте).

Видимо, неприученные к тонкому ремеслу правильного дзенского реагирования на разворачивающийся вокруг тебя кретинский нарисованный блокбастер (дисциплина, по которой вполне мог бы читать лекции какой-нибудь Юэн МакГрегор), наши пацаны включаются в процесс с неприкрытым хулиганским азартом. Примерно с таким же дворовые мальчишки играют в войнушку за гаражами. Прямо видно, с каким удовольствием они бегают по улицам с большими пушками, кричат «Получи, гад!» и перекатывают на языке идиотские реплики вроде «А потом мы убьём их нашими простыми русскими пулями» или «Работает, работает микроволновка, сука!» (ещё раз — не спрашивайте).

Эта мощная комическая энергия, счастливо зашкаливающая на прощании московских ополченцев с американцами (нехитрой, но дьявольски эффектной финальной шутке Куценко радостно аплодировал весь зал), обидным образом только подчеркивает общую никчемность всего остального в «Фантоме». И предельно ясно сигнализирует — на том же материале и с теми же участниками вполне можно было бы сделать приличное кино. Но, как всегда — не срослось.

Вердикт Кочерыжкина — интересно сделанный, но в целом никчемный блокбастер про инопланетян, немного спасаемый выходом русских артистов

Рекомендуем почитать