В меховых салонах Красноярска наступила пора горячей страды. Продавцы, как могут, стараются сбыть товар, ведь уже с наступлением марта поток покупателей к ним резко сократится. Бойкую торговлю тормозят цены, которые здорово выросли за последний год. Сейчас меховщики могут рассчитывать только на солидных, обеспеченных покупателей.
Конкуренция зашкаливает
Как показал опрос, рынок меховых изделий Красноярска достаточно закрыт. Директора и сотрудники большинства магазинов если и соглашались пообщаться, то только на условиях анонимности. Свою «скромность» они объясняли нежеланием раскрывать коммерческие тайны и обнародовать информацию, которой могут воспользоваться потенциальные и реальные конкуренты. Тот факт, что на рынке меха очень высокая конкуренция, отмечали все. Например, по данным одного из популярных электронных справочников, в городе сейчас более 60 розничных предприятий, торгующих меховой одеждой. Подсчитать же объем меха, продаваемого на вещевых рынках, практически невозможно. Как выразился директор одного из магазинов, «в меховых рядах одного только рынка „КрасТЭЦ“ можно заблудиться».
Между тем, сами меховщики уверяют, что новых участников на их рынке практически не появляется. — Основная масса продавцов — те, кто пришел в этот бизнес уже давно. Просто большинство из них начинали в свое время на рынках, а в последние годы стали переходить в торговые центры, открывать собственные магазины. Многие по старинке продолжают держать и торговые точки на рынках. Так и создается ощущение, что количество участников растет. На самом деле, новичков появляется мало. Бизнес дорогостоящий, требует солидных вложений, стартового капитала. На одной банковской ссуде далеко не уедешь. К тому же для успешного ведения этого бизнеса нужен серьезный опыт. Поэтому, по моей информации, больше продавцов как раз разорились и ушли с рынка, не выдержав конкуренции, — говорит сотрудница салона «Королева меха».
Летом хоть закрывайся
Большинство продавцов меха жалуются, что в последние годы объемы продаж у них, если и не упали, то, во всяком случае, не выросли. Виной тому кризис. Основные покупатели меха сейчас — богатые или, как минимум, обеспеченные люди с доходом выше среднего. В то же время поток покупателей бюджетных изделий в магазинах ощутимо снизился и переместился на вещевые рынки. Ситуацию спасают только скидки и кредитование. — Для нас такая схема не особо выгодна, потому что большую часть переплаты по процентам нам приходится брать на себя. Но иного варианта нет, товар надо как-то продавать, — посетовал директор одного из магазинов в центре города.
В теплый период года у продавцов меха и вовсе наступает мертвый сезон. Несмотря на то, что в это время во многих магазинах действуют сумасшедшие скидки — до
В моде длинноворсный мех
Первенство по популярности среди красноярцев продолжают держать изделия из норки. Не секрет, что для многих дам норковая шуба — это едва ли не фетиш, а ее наличие — показатель того, что жизнь удалась. Между тем, с прошлого года на рынке обозначилась новая тенденция — мода на длинноворсный мех. В рост пошли продажи лисы, соболя, бобра, фишера (канадский енот). Меховщики утверждают, что по потребительским качествам эти меха не уступают, а зачастую и превосходят норку, при этом по цене в основном более доступны.
Цены на меховые изделия за последнее время значительно поднялись. Главная причина — удорожание сырья на мировых аукционах меха. — Практически монопольное положение на аукционах сейчас заняли китайцы, которые подчистую скупают мех по всему миру. Этим и объясняется большой рост цен на сырье, — говорит сотрудник магазина Шубоmaniа.
Так, стоимость аукционных мехов за последний год выросла в среднем на 40%. Производители вынуждены были пойти на различные ухищрения, чтобы по максимуму избежать удорожания готовой продукции. В итоге, цены на меховые изделия в рознице за последний год увеличились на
Китайцы рулят
Основную долю красноярского мехового рынка сегодня занимают изделия импортного производства. В числе главных поставщиков — Китай и Греция. Небольшой процент идет из Швеции и Канады (в основном входящие в моду длинноворсные меха). Из Италии поставляются главным образом эксклюзивные дорогостоящие изделия в единичных экземплярах.
Как утверждают продавцы, китайская продукция отвоевывает все большую долю местного рынка. Это касается не только вещевых рынков, где китайские шубы занимают более 90%, но и магазинов. Причем, речь не обязательно идет о низкокачественном товаре. Меховщики признают, что изделия китайских производителей зачастую не уступают ни по качеству, ни по стоимости, например, греческим.
Что касается изделий от российских производителей, то они практически не представлены у нас. — Исключение составляют головные уборы. В этом сегменте российским производителям нет равных не только у нас, но и за рубежом. Что касается верхней одежды, то отечественные изделия представлены разве что в мутоне, и то в небольших по сравнению с импортными объемах, — утверждает директор одного из салонов меха.
Так, в городе почти нет магазинов, торгующих российскими шубами, однако с некоторыми фабриками-производителями сотрудничают местные выставочные компании. — У нас есть постоянный партнер — меховая фабрика из Кирова. Они приезжают к нам несколько раз в год, устраивая двухнедельные выставки-продажи изделий. Своих фабрик у нас нет, местным же продавцам организовывать ярмарки и выставки нет смысла — они имеют свои постоянные торговые площади, — рассказывает руководитель отдела выставок МiхМах Алена Рыжкова.
Продавцов меха атакуют покупатели-экстремисты
Продавцы отмечают, что в последние годы красноярцы стали гораздо более разборчивы в выборе меха. — Еще
Соответственно, и продавцы стали тщательнее отбирать поставщиков, учитывать качество меха и изготовления, разнообразие и актуальность моделей и пр. Тем не менее, риск приобрести подделку или просто некачественное меховое изделие в красноярских магазинах и на рынках остается. В «Красноярском обществе защиты прав потребителей» говорят, что с наступлением холодов к ним еженедельно поступает по
На защиту продавцов меха встала сотрудница мехового ателье «Тиара»: — Я сама состою экспертом в центре стандартизации, и могу сказать, что зачастую приходится сталкиваться с типичным покупательским экстремизмом. Люди осенью покупают шубу, а весной, отходив в ней сезон, приходят и жалуются на плохое качество. К любому изделию, прослужившему несколько месяцев, можно придраться. Этим и пытаются воспользоваться недобросовестные покупатели. Спрашиваешь их: «А почему вы только сейчас, в марте, пришли жаловаться?» Говорят, что, мол, только теперь обнаружили брак. Конечно, не редкость и действительно бракованные изделия, но и процент недобросовестных покупателей тоже достаточно высок.