>
>
«Конек-горбунок», Красноярский театр им. Пушкина

«Конек-горбунок», Красноярский театр им. Пушкина

29.12.2011
3

«Конек-горбунок» в постановке Олега Рыбкина, главного режиссера «Пушки» — единственная детская театральная премьера этой зимы, которая идет на камерной сцене. Это важное и даже удивительное примечание, ведь детские спектакли, как правило, ставятся не просто на большой сцене, но еще и по принципу «вырос лес до небес». Там много громкой музыки и пестрой массовки, в зал летят какие-нибудь шары, кричатся кричалки, декорации устремляются ввысь и в стороны, все танцуют, пробуя еще при этом что-то напевать, а когда на сцене места не хватает, артисты начинают бегать между рядами, веселя детвору. Праздник! Да и, что греха таить, в период новогодних каникул руководству театра выгодно, чтобы в зале поместилось как можно больше людей...

История, которую показали в драмтеатре, по масштабам, конечно, проигрывает премьерам в других красноярских театрах. Но — только по масштабам, давая сто очков вперед по режиссуре и художественному оформлению. Спектакль похож на скоморошье выступление внутри ярмарочного фургончика, остановившегося посреди шумной городской площади. Детвора расселась по мягким пуфикам на полу и глядит по сторонам — тут узоры как в декоративной шкатулке, безделушки всякие, цветные половички, незамысловатая веселая музыка и озорная труппа, которая то ли всерьез играет, то ли просто дурачится. А когда дело доходит до фантастических сцен, то спецэффекты и прочую коппердфилдщину заменяют куклы. Шитые лошадки и крохотные войлочные русалки с кораблями, которых проглотил Чудо-юдо Рыба-кит, да и сам Чудо-юдо два на три метра, неуклюжий и чертовски от этого милый — все они на расстоянии вытянутой руки от публики и, уж будьте уверены, та не упустит шанса прикоснуться, пощупать, потянуть за нос или заглянуть в пасть исполинской махине.

Актеры — сразу и менестрели, и скоморохи, и кукловоды, и гостеприимные хозяева, наконец. Те из них, кто совершил настоящий актерский подвиг, научившись петь кантри и играть на музыкальных инструментах, заслуживают отдельных аплодисментов. Очень красивой и доброй получилась главная тема спектакля, которую написала композитор Екатерина Берестова, ну уж а Владимир Абакановский в роли Иванушки-дурачка — первый парень на деревне. Сделав попытку описать великолепные костюмы ручной работы, которые были сделаны по эскизам художника Елены Турчаниновой (кстати, она же занималась костюмами в Сказке о мертвой царевне), я обнаружил, что запас моих эпитетов на 2011 год исчерпан. Изящество тут органичным образом сочетается с простотой — если на боках кита можно разглядеть целый сказочный город с домиками, пашнями и мельницами, то брату Ивана для превращения в подлого спальника достаточно лишь кафтана с соответствующей надписью.

Вообще, изображая типичнейших из типичных персонажей, создатели сумели сделать их еще более характерными — так, глупый царь здесь еще и невежествен, поэтому ему приходится объяснять (а заодно и самым маленьким из присутствующих) что такое «ширинки» и «шатер». А братья уводят златогривых лошадок не просто так, а чтобы пропить полученные за них деньги. Хотя лошадок ли...

С самим сказочным сюжетом никаких изменений не произошло, разве что история про перо Жар-птицы, из-за которой заварилась вся эта катавасия, превратилась из реальной причины «ивановой беды» в хохму. А вот некоторую пикантность спектаклю придает ряд сцен, когда взрослые начинают...мм, смеяться как кони, а дети недоуменно, но искренне радуются динамичному действию. Это как раз о том, что любой текст имеет несколько уровней интерпретации заложенных в него идей — когда в одном и том же действии люди видят смыслы, сообразные их жизненному опыту. Вот, скажем, Иванушка ловит кобылицу, которая топчет их семейное поле. Кобылица — молодая симпатичная девушка. Они долго кувыркаются друг через друга, потом она произносит: «Раз сумел ты усидеть, то тебе мной и владеть». Иван уводит её в амбар и закрывает ставни. А через некоторое время она рожает ему двух златогривых скакунов и конька в придачу...

И знаете, ничего необычного — учитывая, сколь мощный фольклорный фон присутствует в сказке, можно говорить, что мы наблюдаем классический договор человека со сверхъестественными силами со всеми вытекающими обстоятельствами. Нет в этом и ничего страшного — в остальное время и взрослые, и дети в своих ярких и сказочных ощущениях вполне солидарны. Вспоминать старые сказки — занятие увлекательное и в высшей степени полезное. Для взрослого человека это, наверное, по-настоящему весомый повод посещать детские спектакли.

Хорошо заканчивать критический год комплиментом — других столь же красивых и по-настоящему сказочных театральных вещей в нашем городе я еще не видел.

Справка:
«Конёк-горбунок», драматический театр им. Пушкина (премьера состоялась 17 декабря)
По мотивам сказки в стихах Петра Ершова
Режиссер: Олег Рыбкин
Композитор: Екатерина Берестова
Художник: Екатерина Турчанинова
Артисты: н.а.Р. Алексей Исаченко, з.а.Р. Светлана Ильина, артисты Владимир Абакановский, Иван Янюк, Анастасия Медведева, Сергей Даниленко, Андрюс Даряла, Татьяна Чубаро.

Рекомендуем почитать