Главная
>
Статьи
>
Бедная богатая девочка/ Young Adult

Бедная богатая девочка/ Young Adult

23.01.2012
10

Режиссер — Джейсон Рейтман
В ролях: Шарлиз Терон, Паттон Освальт, Патрик Уилсон, Элизабет Ризер, Коллетт Вулф
Продолжительность — 94 мин

Пожалуй, главная приманка «Бедной богатой девочки» — воссоединение сценаристки Дьябло Коуди и режиссера Джейсона Рейтмана, соратников по «Джуно». Но это именно что приманка, виртуозный обман, нацеленный на потерю бдительности; потому что в этот раз дуэт припас для любителей от души посмеяться над витиеватыми диалогами нечто куда более опасное и страшное.

Во всех своих предыдущих фильмах Рейтман представал перед нами этаким любопытным гибридом циника и сентименталиста. В нём самом эти вроде бы противоположные качества сочетались более-менее равноправно, но когда он по ходу собственной истории позволял сентименталисту уверенно отодвигать циника на задний план, и публика, и критика реагировали с одинаковой благодарностью — что подтвердят хотя бы пять номинаций на «Оскар» его предыдущей картины «Мне бы в небо». В «Бедной богатой девочке» Рейтман как будто извиняется перед своим внутренним циником и осуществляет обратный манёвр.

«Девочка» начинается как (хороший) фильм, который все мы видели примерно тысячу раз. Прожженный городской житель, в данном случае — писательница проходной воспитательной беллетристики для юношества Мэвис Грэй (Терон), возвращается в родную тьмутаракань под надуманным предлогом, в данном случае — отбивать обратно большую школьную любовь (Уилсон). Дальше положено разворачиваться умненькой и сдержанной (траги-)комедии нравов о столкновении систем ценностей, нравственном перерождении, запоздалом, но необходимом взрослении, мире с собой и окружающими и всём таком прочем. Коуди с Рейтманом более-менее держатся этих рамок, но ровно столько времени, сколько необходимо для создания насквозь знакомой и привычной среды. Дальше они начинают тихонько, но настойчиво выворачивать свой нарративный нож в неожиданные и куда более болезненные места.

В подробности вдаваться не хочется, дабы не лишать потенциальных зрителей удовольствия самостоятельной встречи с заготовленными авторами (не)приятными сюрпризами — скажем только, что вместо комедии о нравственном перерождении и запоздалом взрослении Коуди с Рейтманом исполнили тонкую и злую драму о том, что сбросить багаж прошлого и двигаться дальше порой бывает не просто сложно, а совершенно невозможно (единственный, кажется, персонаж фильма, которому успешно удалось с этим багажом распрощаться, соответствующим образом выглядит полнейшим идиотом). Драму, в которой абсолютно положительных персонажей попросту нет — а возглавляет этот парад запутавшихся в собственных заморочках людей сама главная героиня, которую авторы показательно отказываются жалеть (хотя в ключевой сцене она просит об этом прямым текстом), но в то же время успевают попробовать объяснить. И в этих объяснениях, красиво остающихся по большей части за кадром, становится особенно видно, какой драматической силой к этому времени налились творческие инструменты Рейтмана и Коуди, как красиво и глубоко они могут выписать настоящую человеческую трагедию минимальными средствами.

Горькая, не боящаяся показаться некрасивой, беспардонно отказывающая зрителю во вздохе облегчения по прибытию в знакомые воды сентиментальной мелодрамы про то, что рано или поздно всё будет хорошо, «Бедная богатая девочка» в конечном итоге оказывается честнее, сильнее и, наверное, важнее прежних рейтмановских фильмов. Она словно говорит — хватит спасительного самообмана; лучшее, что можно сделать — это посмотреть на себя в зеркало максимально открыто, максимально честно. Будет неприятно, будет некрасиво, возможно, даже больно. Но без этого никак.

Вердикт Кочерыжкина — новый фильм авторов «Джуно» — серьёзная, взрослая и горькая драма, по привычке прикидывающаяся инди-комедией; впрочем, недолго

Рекомендуем почитать