В декабре прошлого года генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко подписал акт о готовности «сухого» хранилища отработавшего ядерного топлива на Железногорском ГХК. В конце февраля сюда придет первый вагон с ОЯТ. Руководство предприятия предоставило журналистам возможность оценить масштабы и уровень безопасности нового хранилища.
— Мы специально организовали данный пресс-тур, чтобы вы могли убедиться: это современнейшее хранилище, выполненное по всем требованиям безопасности и оснащенное новейшим оборудованием. Прошу вас быть объективными и донести до сведения населения Красноярского края все, что вы здесь увидите, честно и непредвзято, — с таким обращением к журналистам выступил генеральный директор Горно-химического комбината Петр Гаврилов. Своими словами он откровенно дал понять, что его беспокоят панические настроения в обществе, связанные с запуском нового хранилища ОЯТ и активно подогреваемые «зелеными». И что единственная цель допуска журналистов на стратегический объект — убедить их в том, что он не представляет радиационной угрозы для жителей края.
«Сухих» хранилищ больше пока нет нигде
Решение о строительстве «сухого» хранилища на ГХК было принято еще в 1995 году. В силу катаклизмов, начавшихся тогда в стране, строительство объекта было отложено. Возводить его начали только в 2006 году, а в прошлом, наконец, завершили работы.
Напомним, хранением отработанного топлива ГХК занимается с 1985 года. Однако до сих пор этот процесс осуществлялся «мокрым» способом — контейнеры с ОЯТ содержатся в воде. Принципиальное отличие «сухого» метода в том, что топливо помещают в воздухоохлаждаемое хранилище. По словам руководителя ГХК, этот способ намного безопаснее «мокрого» хранения. — Топливо содержится в среде инертного газа, полностью исключающего коррозию. После установки на «сухое» хранение не требуется технологических операций, топливо автономно сохраняется в герметичных контурах. Ни потеря электроснабжения, ни отсутствие персонала на его состояние не влияют, — пояснил Гаврилов.
На строительство нового хранилища было израсходовано 16 млрд рублей и 80 тыс. кубометров монолитного железобетона. На ГХК уверяют, что здание соответствуют 8-балльному уровню сейсмической безопасности и может выдержать падение самолета. При этом хранилище гарантирует беспрецедентный уровень контроля, экологической безопасности, технологического комфорта при обращении с ОЯТ.
В ходе пресс-конференции Петр Гаврилов неоднократно повторил, что и само хранилище и технология «сухого» хранения — концептуальное российское ноу-хау в мировой практике. Подобных объектов на сегодня нет нигде в мире, однако намерение об их строительстве уже высказали несколько стран. — В декабре к нам приезжали посол и первый замминистра энергетики США. Они дали самые высокие оценки нашему хранилищу и заявили, что и сами видят в строительстве таких объектов дальнейший шаг по хранению отработавшего топлива на территории США. Решения о строительстве подобных хранилищ приняты также в Испании, Южной Корее и Японии, — утверждает Гаврилов.
Зарубежное топливо никогда не хранили и не будем
Вместимость нового хранилища составляет 8129 тонн ОЯТ. По расчетам специалистов ГХК, при нынешних темпах загрузки его мощности хватит на 8-10 лет. Затем предполагается строительство новых очередей.
Откуда на новое хранилище повезут отработавшее топливо? Петра Гаврилова попросили прокомментировать упорные слухи о том, что к нам будут свозить ядерные отходы едва ли не со всей Европы.
— По законам Российской Федерации мы имеем право принимать отработавшее ядерное топливо, полученное на атомных станциях с реакторами исключительно отечественных конструкций и только с тех станций, куда было поставлено топливо нашего же изготовления. Такие станции есть, как в России, так и за рубежом. Например, мы до сих пор принимаем топливо с Украины, ранее принимали еще из Болгарии. Топливо зарубежного производства, отработавшее на иностранных реакторах, мы никогда не принимали и не будем принимать. Если говорить о новом «сухом» хранилище, то оно предназначено для хранения топлива с трех российских АЭС — Ленинградской, Курской, Смоленской, — заверил Гаврилов.
Так, в настоящее время на Лениградской АЭС идет загрузка первого состава с ОЯТ для железногорского хранилища — 8 транспортных упаковочных комплектов общим весом 64 тонны. — В конце февраля — начале марта мы планируем направить сюда сначала один вагон с топливом. Процесс новый, технологии требуют отработки. Далее, к апрелю, должны прийти остальные комплекты, — рассказал Гаврилов.
От хранения к переработке ОЯТ перейдем через 5-7 лет
Гарантийный срок хранения отработавшего топлива на «сухом» хранилище — 50 лет. Хотя, американцы оценили, что при таких технологиях этот срок можно смело умножать на два. Так утверждают на ГХК.
Однако, непонятно, что все же будет дальше. Как долго, и в каких количествах мы будем продолжать складировать у себя отработавшее ядерное топливо? Тогда как известно, что в мире его уже научились вторично перерабатывать.
Как пояснил Петр Гаврилов, технологии переработки ОЯТ есть уже и в России. Причем, самые лучшие в мире. — Если говорить о промышленной переработке ядерного топлива, то сегодня лидеры в этой отрасли французы. Однако их технологии соответствуют поколению 2+. Российские ученые в настоящее время разработали решения поколения 3+, однако сами французы сочли, что мы поскромничали, и отнесли наши технологии к поколению 4. Это наиболее эффективные и безопасные методы радиохимической переработки отработавшего ядерного топлива на сегодня в мире, — утверждает руководитель ГХК.
Однако идеи идеями, а на практике российские технологии будут реализованы не ранее чем через 5-7 лет. — Сегодня в рамках федеральной целевой программы поддержки атомной отрасли предусмотрено проектирование и строительство центра современных технологий по переработке ОЯТ. Через несколько лет мы планируем запустить у себя этот процесс, — заключил Петр Гаврилов.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru
Фото Александра Паниотова