>
>
Хроника/ Chronicle

Хроника/ Chronicle

06.02.2012
7

Режиссер — Джош Транк

В ролях: Дэйн ДеХаан, Алекс Расселл, Майкл Б. Джордан, Майкл Келли, Эшли Хиншоу
Продолжительность — 84 мин

Подростки плюс суперспособности (читай — спецэффекты) плюс необъяснимо модный последние лет пять приём «Как будто бы это всё снято настоящей камерой» — художественный фильм «Хроника» словно собрали где-то в подземных голливудских лабораториях, сложив научным методом всё то, что в последнее время популярно. На деле же это дебют двух юных выскочек, режиссера Джоша Транка и сценариста Макса Лэндиса (папу у которого зовут, да, вы правы, Джон) — обоим по 26 лет, и обоих, судя по встрече «Хроники» околокинематографической общественностью, в дальнейшем ждут более-менее великие дела.

«Хроника» действительно устроена и сделана довольно умно. Технически в особенности — если бы это была диссертация на тему «Дорогие большие киностудии, обратите внимание, как мы умеем воспроизводить форму полноценного голливудского блокбастера относительно за недорого», её защиту стоило бы счесть блестящей. Транк уверенно работает с масштабными спецэффектами, хорошо держит ритм и даже по ходу дела придумывает довольно остроумный способ избавиться от беконечного болтания ручной камеры, от которого на фильмах подобного жанра регулярно укачивает неподготовленных.

Сценарист Лэндис красиво сводит в истории о том, как трое подростков случайно получают доступ к неограниченным способностям, разные социальные стереотипы. Тройка пацанов, напитавшихся нечеловеческим могуществом от штуки неизвестного происхождения, у него состоит из а) любимчика всей школы, спортсмена, умницы, души компании и будущего президента школы, б) школьного задрота, которого не замечает никто, кроме разве что хулиганья, и в) самого обычного парня, прочно расположившегося строго посередине социальной лестницы. Идея зарифмовать спонтанные и часто опасные проявления суперспособностей с всплесками плохо контролируемых и не всегда понятных даже самому их носителю подростковых эмоций, может, не самая оригинальная, но дельная и работающая. Ею даже вполне можно было бы замаскировать тот факт, что вторая половина фильма целиком подсмотрена в классическом японском мультфильме «Акира», если бы Транку с Лэндисом не хотелось в процессе ещё и поумничать.

Отчаянно желая придать своему фильму какой-то тематической глубины (которой у истории о том, как великая сила способна и возвысить человека, и подмять его под себя, по идее должно быть будь здоров), они в результате ведут себя точь-в-точь, как школьник, который не глядя пихает в реферат всё, что нашёл в «Гугле» по запросу «Большая сила — большая ответственность». Этакими контекстными ссылками случайным образом в фильме всплывают имена разных философов — на пятой минуте один персонаж начинает абсолютно без причины («Я тут прочитал, а ты читал?») поминать Шопенгауэра, на спонтанном рейве к слову приходится Юнг. Доходит до смешного — спускаясь в загадочную пещеру, где им предстоит встреча с неведомым, тот же читатель Шопенгауэра внезапно спрашивает остальных (а заодно и зрителя, видимо): «Слышали про платоновскую пещеру?»

Но самый смех не в этом не всегда уместном (в отличие от Шопенгауэра, Платон с его пещерой здесь совершенно ни при чём) жонглировании именами — а в том, что методы Лэндиса и Транка ровно противоположны взглядам цитируемых ими людей. Там, где философы (и, кстати говоря, тот же «Акира») рассматривали силу и её воздействия на её носителя скорее в абстракции, авторы «Хроники», наоборот, отчаянно стараются всё-всё-всё объяснить. Причём объяснить на чисто бытовом уровне — так, у юноши, переходящего под воздействием силы на тёмную сторону, объявляются папа-алкоголик и умирающая от рака мама, а у юноши, сохраняющего положительность — улыбающаяся подружка-блондинка, не возражающая покувыркаться вместе под одеялом.

Такое противопоставление, мягко говоря, несколько упрощает шопенгауэровский расклад. К тому же в «Хронике» совершается та же критическая ошибка, что и в художественном фильме «Чёрный лебедь» — между характером персонажа и суммой оказываемых на него реальностью воздействий ставится знак равенства. Если бы это было так на самом деле, сценариста Макса Лэндиса уже носили бы на руках за окончательное разрешение длящегося несколько десятилетий педагогического диспута о том, что важнее, наследственность или среда.

В первой половине фильма, там, где парни только познают свою новообретенную силу, в «Хронике» есть всё, что нужно для отличного фильма — энергия, восторг, изобретательность, моменты, чистосердечно захватывающие дух. Жаль только, что дальше — где, по идее, начинается самое интересное — удержать эти чистые и честные эмоции не получилось.

Вердикт Кочерыжкина - неплохо сделанный, но не очень удачно придуманный фантастический фильм про подростков и суперсилы

Рекомендуем почитать