Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Домашний кинотеатр — Бейсбол, политика, живодёрство

Домашний кинотеатр — Бейсбол, политика, живодёрство

08.02.2012
5

Нет, это не название одного фильма — это три разные ленты на означенные темы. Дайджест по принципу «Три в одном».

Человек, который изменил всё (6 номинаций на «Оскар»)

Хорошая бейсбольная драма на основе реальных событий — про бейсбольную команду предпоследнего эшелона, которая от отчаяния и безденежья попробовала радикально пересмотреть принцип подбора игроков, и сначала стала всеобщим посмешищем, а потом взяла и порвала всех. Причем сделано это не в духе такого воодушевляющего спортивного фильма а-ля «Рокки», а в качестве меланхоличной драмы из жизни бейсбольного закулисья — 80 процентов фильма состоит из того, что усталые мужчины в трениках, среди которых довольно грандиозно стареющий Брэд Питт, ходят туда-сюда, сидят за столами или разговаривают.

Причем больше ничего и не нужно — когда авторы пытаются добавить чисто киношной драмы (например, вводя в действие дочку главного героя, которая трогательно поёт песни под гитару), начинается какой-то другой фильм, похуже. Питт, которого за этот фильм выдвигают на «Оскара», действительно прекрасен. Джона Хилл, которого выдвигают тоже, вообще замечательный — сцена, в которой ему впервые приходится увольнять игрока, просто сказочна. Финал тоже хороший.

Мартовские иды (1 номинация на «Оскар»)

Политический триллер Джорджа Клуни про молодого и многообещающего пресс-секретаря (Райан Гослинг), у которого во время работы на кандидата в президенты (Клуни) на демократических праймериз случается потеря политической девственности. У Клуни — отличный актёрский состав (помимо Гослинга и самого участвуют Филипп Сеймур Хоффман, Пол Джаматти, Мариса Томей, Эван Рейчел Вуд) и отличная сдержанность; он явно рисовал «Иды» по лекалам классических политических триллеров 70-х типа «Всей президентской рати», и эта сдержанность, которая в нужные моменты начинает прямо звенеть, очень хорошо работает.

Играют все отлично, в том числе и сам Клуни в довольно нелестной для себя роли (там у него за типично Клуни-вской харизмой постепенно вскрывается отличная волчья пасть), начало и финал отлично зарифмованы, и вообще сам финал как приём прямо очень хорошо придуман. Но — когда начинаешь думать, о чём, собственно, «Иды», в голове остаётся до обидного мало. Тут мир большой политики полфильма ломает об коленку как бы идеалиста с глазками, а потом идеалист возвращается и сам показывает вот такенные зубы — мысль понятна, в политике невозможно оставаться честным, с волками жить — по-волчьи выть, и всё такое прочее. Непонятно только, как для 2011 года это может быть новостями. Для Америки в «Идах» есть дополнительный аттракцион в том, что Клуни такую историю разыгрывает в стане демократов, чьи идеалы и устремления он, в общем-то, всю дорогу разделял. Ну, ок.

Сноутаун

Могучее австралийское кино про реальные убийства в австралийской глубинке — потрясающе снятое, атмосферное и почти невыносимо жуткое. Если совсем грубо, представьте себе кино Алексея Балабанова, снятое примерно так же, как, ну, скажем, «Древо жизни». Причем если не знать, что «Сноутаун» сделан по реальным событиям, даже лучше, наверное — сильнее под дых бить будет. Сделанное в основном с непрофессиональным актёрами в тех же местах, где всё и происходило, и, видимо, за счёт этого достигающее просто поразительного уровня естественности того, что в кадре происходит — в этих людях, за которыми наблюдаешь два часа, чувствуется какая-то поразительная витальность, будто ты за стаей собак смотришь.

В фильме ничего абсолютно не педалируется, большинство убийств вообще остаётся за кадром (несколько есть и в кадре — сделано так, что отчаянно хочется отвернуться, но никак не выходит), но сама интонация фильма — такой тихий угрожающий бубнёж, завораживает и вымораживает практически против воли; ты сам собой замираешь, пытаясь расслышать, что именно тут говорится, потому что ощущение, что от этого зависит твоя жизнь, непреодолимое. Наверное, что-то подобное чувствуют бандерлоги (простите на неуместные политические аллюзии) из мультика про Маугли, когда перед ними питон Каа начинает танцевать. Но этот бубнёж в результате кажется важнее и точнее любых попыток как-то, гм, оживить фильмы про серийных убийц — после «Сноутауна» в авторов какой-нибудь сенсационалистской штуки типа «Девушки с татуировкой дракона» хочется немедленно кинуть чем-нибудь тяжелым, так, для порядка. Это уже второй австралийский фильм, который о всяких ужасах разговаривает вот так исподлобья — теперь, конечно, ужасно интересно продолжить исследование австралийского кинематографа на предмет того, во всех ли тамошних режиссерах сидит по маленькому балабанову. Да, забыл главное сказать — это же ещё и дебют. Не представляю, что у этого человека получится фильму к третьему.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать