Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Руль на месте? Получи талон техосмотра

Руль на месте? Получи талон техосмотра

07.03.2012
43

Новый закон о техосмотре, вступивший в силу в январе, не работает. Более того, он породил полную бесконтрольность и бардак в автомобильной сфере, а также создал благоприятные условия для мошенничества. К таким выводам пришли участники круглого стола «Техосмотр по-новому», прошедшего в Красноярске.

ТО со скидкой и с доставкой на дом

Прошло чуть более двух месяцев с момента вступления нового закона о техосмотре в силу, однако он уже вызвал много шума по всей стране. В некоторых регионах начались даже судебные разбирательства, касающиеся положений и исполнения нового закона.

Напомним, основное изменение, которое он внес — передача функций технического осмотра автомобилей от ГИБДД к «Российскому союзу автостраховщиков» (РСА). Иначе говоря, то, что раньше контролировалось государством, теперь фактически отдано на откуп частным коммерческим структурам. В результате, техническое состояние машин, колесящих по отечественным дорогам, в настоящее время не контролирует никто, а сама процедура техосмотра потеряла всякий смысл и превратилась исключительно в инструмент сбора денег с автовладельцев. Об этом прямо заявил один из участников круглого стола, председатель НП «Крастехэксперт» Леонид Угловский. По его словам, за два месяца действия закона стало понятно, что он сырой, а, самое главное, в нем вскрылись лазейки, позволяющие проворачивать мошеннические схемы. Так, сейчас талон техосмотра стал необходим только для получения полиса ОСАГО. И многие страховщики, пользуясь тем, что оба документа теперь выдают они сами, просто продают их автовладельцам без прохождения реальной процедуры технического осмотра.

— С 1 января в Москве начало работать ЗАО «Техосмотр», дочерняя структура «Росгосстраха», которая занимается аккредитацией операторов техосмотра. К настоящему моменту она аккредитовала около ста пунктов ТО по всей стране, в том числе, три в Красноярском крае. Все они располагаются в офисных помещениях «Росгосстраха», где нет никаких линий, оборудования и в целом условий для техосмотра, которые обязательно должны быть у аккредитованного оператора. То есть, фактически пунктов техосмотра нет. Значит, уже можно говорить о подлоге и мошенничестве, — заявил Угловский.

Схема выдачи талона ТО и полиса ОСАГО, по словам Угловского, свелась к следующему: страховому агенту выдается равное количество талонов и полисов, и на основании «осмотра» автомобиля он выдает автовладельцу оба документа. Таким образом, машина фактически является прошедшей процедуру техосмотра, а ее владелец имеет на то все документы. — Все, допуск получен, человеку уже нет необходимости реально проходить ТО, — возмущается руководитель «Крастехэксперта».

Коллегу поддержал председатель межрегионального союза технических экспертов Михаил Омышев. Он рассказал почти анекдот о том, как сейчас выдаются талоны техосмотра: — Страховой агент спрашивает автовладельца: «Руль-то на месте? Ну, значит, все в порядке. Вот тебе талон, вот полис».

— Объем посещений пунктов техосмотра сократился в 5-7 раз. Идет, по сути, «отоваривание», торговля талонами и полисами. Один из наших партнеров недавно показал мне объявление в интернете: «Талон ТО и полис ОСАГО со скидкой и с доставкой на дом»! Полная вольница настала. Если раньше люди пытались всеми правдами и неправдами заполучить талон, как-то пройти техосмотр, то сейчас они просто не видят в этом смысла. Причем, речь идет не только об индивидуальных автовладельцах, и но и коммерческих структурах. В городе есть автобусы, грузовой транспорт с купленными талонами и полисами, — заявил Омышев.

Нормальных людей ситуация с ТО не должна устраивать

Если не взять ситуацию под контроль, последствия нынешнего бардака уже очень скоро дадут о себе знать. В том числе, может увеличиться аварийность на дорогах. Как сказал заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Андрей Акимов, единственной возможностью проконтролировать состояние отечественного автопарка был государственный техосмотр. Особенно актуально это было в части коммерческого транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки, транспортировку опасных грузов.

— Сегодня эта функция возложена на операторов ТО. Мы, со своей стороны, проконтролировать их не можем, — подчеркнул Акимов. Тем не менее, по его словам, ГИБДД пытается, насколько возможно, отслеживать ситуацию. Сотрудники технического надзора подразделений госавтоинспекции края проверяют техническое состояние транспортных средств, в первую очередь, коммерческих. Для этих целей используются передвижные пункты ТО. Что касается автомобилей физических лиц, их проверяют непосредственно на линии. При обнаружении каких-то неисправностей, инспектор может запретить эксплуатацию, вплоть до снятия регистрационных номеров.

Сами автовладельцы, казалось бы, должны радоваться тому, что сейчас происходит. Для многих прохождение ТО было настоящей головной болью, теперь же на него можно просто «забить». Однако, как дал понять представитель «Федерации автовладельцев России» Егор Фролов, любого нормального автовладельца, просто человека, не должна устраивать сложившаяся ситуация. — Речь ведь идет о собственном здоровье и жизни. Кого не беспокоит этот вопрос? Я сам каждые полгода прохожу техосмотр. Просто для себя, чтобы быть уверенным, что со мной и моей семьей ничего не случится из-за неисправностей авто, — пояснил Фролов.

Михаил Омышев добавил, что причин для радости действительно нет, а неоправданное и незаконное упрощение процедуры техосмотра может на деле обернуться против автовладельца. — Приобретая фальшивый талон и полис, человек должен понимать, что не сможет при наступлении страхового случая рассчитывать на возмещение убытков. Более того, его можно будет привлечь за соучастие в мошенничестве, и уж, стопроцентно, на него лягут расходы по возмещению ущерба другим участникам ДТП, — предупредил Омышев.

На уровне Красноярска проблему не решить

На круглом столе неоднократно высказывались претензии в адрес местных правоохранительных органов. Их обвинили в бездействии и «дремоте». Дескать, на Дальнем Востоке, в Северо-Западном округе уже начались уголовные преследования страховщиков-мошенников. А в одном из соседних регионов местные власти негласно запретили продавать талоны и полисы упомянутого ЗАО «Техосмотр».

Однако прокурор Центрального района Степан Толстых парировал тем, что обсуждаемый вопрос — «непростой» и на уровне Красноярска его не решить. Он пояснил, что обвинить страховщиков в мошенничестве по закону не так просто, они используют те самые лазейки, о которых уже говорилось. — Договор с клиентом заключается таким образом, что полис ОСАГО вступает в силу только после инструментального осмотра. То есть, получив талон ТО, автовладелец обязуется в течение двух недель пройти техосмотр, и только в этом случае полис будет действителен. Это так называемый договор на будущее, и законодательством он допускается. С другой стороны, в законе о техосмотре ясно говорится: прежде чем заключить договор ОСАГО, должен быть заключен договор на проведение ТО, пройден ТО и получена диагностическая карта с подписью технического эксперта. То есть, здесь мы имеем дело не с прямым нарушением, а с интерпретацией законодательства, — пояснил Толстых.

Тем не менее, на сегодня приняты меры прокурорского реагирования, вынесено представление компании «Росгосстрах» (под крылом которой действует ЗАО «Техосмотр») о том, что она неправильно трактует закон о техосмотре. Пока же, по словам прокурора, «Техосмотр» продолжает работать. Основанием для прекращения его деятельности может быть только решение суда или отзыв аккредитации надзорным федеральным органом.

Рекомендуем почитать