Я тут подумал — хороших и разных пластинок выходит тьма-тьмущая, разобраться со всем в рамках одного еженедельного выпуска «Звукового барьера» просто нереально. Поэтому я и решил снова поработать в режиме дайджеста, и обозреть за раз сразу несколько относительно недавно вышедших альбомов всяких интересных и приятных людей. Так уж вышло, что в этом выпуске сосредоточена в основном всякая тяжелятина — а завтра (или послезавтра, как получится) поговорим о чуть более приятных слуху вещах.
Ministry «Relapse»
Вроде бы четыре года назад дедушка Эл Юргенсен прикрыл индустриальную лавочку под названием Ministry навсегда — но вот, пожалуйста, новая пластинка, озаглавленная с привычно наркоманским юмором «Рецидив». Несколько самоуничижительное название (сопровожденное соответствующей обложкой, наглядно демонстрирующей, что тонкий вкус у Юргенсена по-прежнему в гордом отсутствии) практически не врёт — на «Relapse» звучит всё тот же язвительный индустриальный трэш, что был фирменным блюдом Ministry все нулевые. В принципе, без этого пятидесятиминутного довеска дискография Ministry обошлась бы так же легко, как и без многочисленных сборников неизданных композиций и ремиксов, которых Юргенсен немерено наклепал после официального закрытия лавочки. Но есть и нюансы. Да, тот момент, когда «Relapse» надоедает, действительно наступает, но происходит это где-то в середине композиции «Bloodlust» — на минуточку — предпоследней. И потом — свой скорострельный индустриальный трэш Ministry гоняет с несколько неожиданным оттягом, от чего получается такое капитально свихнувшееся демоническое алко-буги. Не все коллективы, работающие на подобных скоростях, умеют так.
Soulfly «Enslaved»
Восьмой выход Макса Кавальеры на тропу войны с командой соратников. Со времён предыдущей пластинки «Omen» в стане Soulfly ничего принципиально не изменилось — ну разве что понимание того, что творческий пик коллектива таки приходится на грандиозные пластинки «Prophecy» и «Dark Ages», стало ещё крепче. И немножко грустнее от того, что этот пик неотвратимо отодвигается всё дальше в прошлое. «Enslaved» — не то чтобы категорически плохая пластинка; у Soulfly бывали и похуже (вторая и третья). Но в то же время бывали и получше (первая, четвертая и пятая). Просто раньше казалось, что Кавальера никогда не устанет находить как будто бы немного новые способы сыграть и проорать всё тоже самое. По «Enslaved» уже не кажется.
Overkill «The Electric Age»
High On Fire «De Vermis Mysteriis»
Вот ещё ребята, играющие так, словно они каждую секунду отбиваются от врагов — только в случае с High On Fire это уже никак не стройно галопирующая кавалерия. В них меньше технической точности и размеренности шага, но больше честной боевой ярости — так бьётся пехота, привыкшая регулярно оказываться в самой гуще кровавой схватки. High On Fire в принципе обращаются к тем же фэнтезийным темам, что и многие другие соратники по жанру вроде каких-нибудь Manowar, но с некоторыми поправками — их творческий мир, может, и инспирирован всё теми же Робертом Говардом и Борисом Валеджио, но в нём моментально чувствуется мощная грубая энергия, какая-то яростная правда, от которой все возможные смешки в их адрес застревают в горле сами собой. Как если бы ремейк «Конана-варвара» сделали в духе спилберговского вступления к «Спасению рядового Райана» — примерно такова общая интонация High On Fire. «De Vermis Mysteriis» — уже шестой альбом группы; это всё тот же эпический боевой метал, и он всё так же смертельно крут, как и раньше.
Meshuggah «Koloss»
Подходящее название — новый альбом шведских металлургов действительно высится над тобой, будто непостижимо огромный, идеально настроенный и абсолютно безжалостный механизм. Смотреть, как его детали щелкают и лязгают высоко над тобой, выполняя некую недоступную пониманию простых смертных программу, бесконечно интересно и столь же страшно — в какой-то момент начинаешь подозревать, что в его задачи входит в том числе генерация вокруг тебя огромной черной дыры, куда засасывает всё вокруг. Meshuggah давно играют так, словно собирают огромную версию шкатулки из «Восставшего из ада» — но на «Koloss» им, кажется, наконец-то что-то открылось. И смотреть в этот разверзающийся перед тобой стараниями группы портал не то чтобы приятно — но в то же время и отвернуться никак.
Pop.1280 «The Horror»
Очередные нью-йоркские новички, ищущие вдохновения в гитарной музыке ушедших дней — правда, в отличие от земляков The Men, с которыми они, кстати, пишутся на одном лейбле Sacred Bones, интересы Pop.1280 сконцентрированы в одной конкретной эпохе и одном конкретном звуке. Эти ребята, назвавшиеся в честь романа американского классика грязного детектива Джима Томпсона, реанимируют пост-панк начала
Unsane «Wreck»
Вот тоже Нью-Йорк, тоже злые улицы, только с поправкой на опыт — трио Unsane исповедует свой шумный городской хардкор с 1988 года, и за два с половиной десятилетия ни разу не сворачивало с выбранной колеи. «Wreck» — седьмая пластинка коллектива; здесь звучит музыка крепко сжатых кулаков и окровавленных костяшек, здесь у песен названия просты и понятны, как чёткие зуботычины: «Крыса», «Гниль», «Метрополис», «Призрак», «Шансов нет». Ключевая вещь в середине пластинки называется просто «Don’t» — Unsane даже не надо пояснять, от чего именно они предостерегают; всё понятно без лишних слов. Вязкий, как гудрон, гитарный скрежет, бульдозерный бас, барабаны, громыхающие разлетающимся в массовой драке мусорными баками, хриплый крик вокалиста — вот всё, что требуется Unsane, чтобы в очередной раз сложить ещё десяток злющих гимнов утробе хищного мегаполиса, дико убедительных в своем угрюмом минимализме.
Killing Joke «MMXXII»
Крестные отцы индустриального пост-панка Killing Joke пару лет назад снова собрались в своём оригинальном составе, разбежавшемся ровно 30 лет назад — «MMXXII» уже вторая пластинка, которую они выпускают с тех пор. От монументально-яростного предшественника «Absolute Dissent» новый альбом отличается некоторым спокойным достоинством — темпы чуть замедлились, в песнях стало больше воздуха и клавишных. Да, тут по-прежнему есть номера вроде громоподобного «Glitch», в котором группа звучит, как заходящий в смертельный штопор стратегический бомбардировщик. Или размашистого гитарного боевика «Fema Camp» — но всё же на «MMXXII» вокалист Джаз Коулман поёт как минимум столь же часто, сколь и срывается в свой фирменный хриплый рык. Собственно, именно те вещи, где Killing Joke отходят от своего грозного гитарного гула, запоминаются сильнее всего — мечтательный пост-панк композиции «In Cyphera», атмосферная вещь «Primobile», звучащая, как чуть разозлившиеся The Cure времен альбома «Pornography», стремительная плясовая «Trance», неожиданно торжественный финал «On Hall Hallow’s Eve».