Главная
>
Статьи
>
Культура
>
We are sound: альбомы 2012. Часть 1, неподъёмная

We are sound: альбомы 2012. Часть 1, неподъёмная

05.04.2012
16

Я тут подумал — хороших и разных пластинок выходит тьма-тьмущая, разобраться со всем в рамках одного еженедельного выпуска «Звукового барьера» просто нереально. Поэтому я и решил снова поработать в режиме дайджеста, и обозреть за раз сразу несколько относительно недавно вышедших альбомов всяких интересных и приятных людей. Так уж вышло, что в этом выпуске сосредоточена в основном всякая тяжелятина — а завтра (или послезавтра, как получится) поговорим о чуть более приятных слуху вещах.

Ministry «Relapse»

Вроде бы четыре года назад дедушка Эл Юргенсен прикрыл индустриальную лавочку под названием Ministry навсегда — но вот, пожалуйста, новая пластинка, озаглавленная с привычно наркоманским юмором «Рецидив». Несколько самоуничижительное название (сопровожденное соответствующей обложкой, наглядно демонстрирующей, что тонкий вкус у Юргенсена по-прежнему в гордом отсутствии) практически не врёт — на «Relapse» звучит всё тот же язвительный индустриальный трэш, что был фирменным блюдом Ministry все нулевые. В принципе, без этого пятидесятиминутного довеска дискография Ministry обошлась бы так же легко, как и без многочисленных сборников неизданных композиций и ремиксов, которых Юргенсен немерено наклепал после официального закрытия лавочки. Но есть и нюансы. Да, тот момент, когда «Relapse» надоедает, действительно наступает, но происходит это где-то в середине композиции «Bloodlust» — на минуточку — предпоследней. И потом — свой скорострельный индустриальный трэш Ministry гоняет с несколько неожиданным оттягом, от чего получается такое капитально свихнувшееся демоническое алко-буги. Не все коллективы, работающие на подобных скоростях, умеют так.

Soulfly «Enslaved»

Восьмой выход Макса Кавальеры на тропу войны с командой соратников. Со времён предыдущей пластинки «Omen» в стане Soulfly ничего принципиально не изменилось — ну разве что понимание того, что творческий пик коллектива таки приходится на грандиозные пластинки «Prophecy» и «Dark Ages», стало ещё крепче. И немножко грустнее от того, что этот пик неотвратимо отодвигается всё дальше в прошлое. «Enslaved» — не то чтобы категорически плохая пластинка; у Soulfly бывали и похуже (вторая и третья). Но в то же время бывали и получше (первая, четвертая и пятая). Просто раньше казалось, что Кавальера никогда не устанет находить как будто бы немного новые способы сыграть и проорать всё тоже самое. По «Enslaved» уже не кажется.

Overkill «The Electric Age»

16-й альбом за 32 года карьеры — ничего себе. Ветераны старорежимного трэша Overkill действительно в строю уже чертову уйму лет, но, судя по «The Electric Age», успокаиваться и сдавать позиции пока не планируют. «The Electric Age» — десяток случаев раскаленного ощерившегося классического трэша, с лихими риффами, галопирующими ударными и хлесткими соло; как будто 91-й год не заканчивался никогда. Не отступать и не сдаваться, таков примерный девиз Overkill — и они играют, словно кавалеристы, врубающиеся на полном ходу в гущу войск противника. Где-то в середине есть песня «Старые раны, свежие шрамы» — название, отлично иллюстрирующее боевой дух Overkill. Им есть, чем похвастаться, и в том, и в другом случае.

High On Fire «De Vermis Mysteriis»

Вот ещё ребята, играющие так, словно они каждую секунду отбиваются от врагов — только в случае с High On Fire это уже никак не стройно галопирующая кавалерия. В них меньше технической точности и размеренности шага, но больше честной боевой ярости — так бьётся пехота, привыкшая регулярно оказываться в самой гуще кровавой схватки. High On Fire в принципе обращаются к тем же фэнтезийным темам, что и многие другие соратники по жанру вроде каких-нибудь Manowar, но с некоторыми поправками — их творческий мир, может, и инспирирован всё теми же Робертом Говардом и Борисом Валеджио, но в нём моментально чувствуется мощная грубая энергия, какая-то яростная правда, от которой все возможные смешки в их адрес застревают в горле сами собой. Как если бы ремейк «Конана-варвара» сделали в духе спилберговского вступления к «Спасению рядового Райана» — примерно такова общая интонация High On Fire. «De Vermis Mysteriis» — уже шестой альбом группы; это всё тот же эпический боевой метал, и он всё так же смертельно крут, как и раньше.

Meshuggah «Koloss»

Подходящее название — новый альбом шведских металлургов действительно высится над тобой, будто непостижимо огромный, идеально настроенный и абсолютно безжалостный механизм. Смотреть, как его детали щелкают и лязгают высоко над тобой, выполняя некую недоступную пониманию простых смертных программу, бесконечно интересно и столь же страшно — в какой-то момент начинаешь подозревать, что в его задачи входит в том числе генерация вокруг тебя огромной черной дыры, куда засасывает всё вокруг. Meshuggah давно играют так, словно собирают огромную версию шкатулки из «Восставшего из ада» — но на «Koloss» им, кажется, наконец-то что-то открылось. И смотреть в этот разверзающийся перед тобой стараниями группы портал не то чтобы приятно — но в то же время и отвернуться никак.

Pop.1280 «The Horror»

Очередные нью-йоркские новички, ищущие вдохновения в гитарной музыке ушедших дней — правда, в отличие от земляков The Men, с которыми они, кстати, пишутся на одном лейбле Sacred Bones, интересы Pop.1280 сконцентрированы в одной конкретной эпохе и одном конкретном звуке. Эти ребята, назвавшиеся в честь романа американского классика грязного детектива Джима Томпсона, реанимируют пост-панк начала 80-х в его самом грубом и шумном воплощении — думайте о Birthday Party, Butthole Surfers, ранних Killing Joke и ранних Swans. В сырой, грубой, пышущей подвальной сыростью музыке Pop. 1280 есть приятная (и правильная) рудиментарность — квартет бьёт в барабаны и дерёт глотки с отрешенной остервенелостью людей, пришедших на ритуал по вызову духов. Только в случае с Pop. 1280 это, скорее всего, будут духи темных закоулков, живописных помоек и прочих будоражаще-опасных задворок большого города.

Unsane «Wreck»

Вот тоже Нью-Йорк, тоже злые улицы, только с поправкой на опыт — трио Unsane исповедует свой шумный городской хардкор с 1988 года, и за два с половиной десятилетия ни разу не сворачивало с выбранной колеи. «Wreck» — седьмая пластинка коллектива; здесь звучит музыка крепко сжатых кулаков и окровавленных костяшек, здесь у песен названия просты и понятны, как чёткие зуботычины: «Крыса», «Гниль», «Метрополис», «Призрак», «Шансов нет». Ключевая вещь в середине пластинки называется просто «Don’t» — Unsane даже не надо пояснять, от чего именно они предостерегают; всё понятно без лишних слов. Вязкий, как гудрон, гитарный скрежет, бульдозерный бас, барабаны, громыхающие разлетающимся в массовой драке мусорными баками, хриплый крик вокалиста — вот всё, что требуется Unsane, чтобы в очередной раз сложить ещё десяток злющих гимнов утробе хищного мегаполиса, дико убедительных в своем угрюмом минимализме.

Killing Joke «MMXXII»

Крестные отцы индустриального пост-панка Killing Joke пару лет назад снова собрались в своём оригинальном составе, разбежавшемся ровно 30 лет назад — «MMXXII» уже вторая пластинка, которую они выпускают с тех пор. От монументально-яростного предшественника «Absolute Dissent» новый альбом отличается некоторым спокойным достоинством — темпы чуть замедлились, в песнях стало больше воздуха и клавишных. Да, тут по-прежнему есть номера вроде громоподобного «Glitch», в котором группа звучит, как заходящий в смертельный штопор стратегический бомбардировщик. Или размашистого гитарного боевика «Fema Camp» — но всё же на «MMXXII» вокалист Джаз Коулман поёт как минимум столь же часто, сколь и срывается в свой фирменный хриплый рык. Собственно, именно те вещи, где Killing Joke отходят от своего грозного гитарного гула, запоминаются сильнее всего — мечтательный пост-панк композиции «In Cyphera», атмосферная вещь «Primobile», звучащая, как чуть разозлившиеся The Cure времен альбома «Pornography», стремительная плясовая «Trance», неожиданно торжественный финал «On Hall Hallow’s Eve».

Рекомендуем почитать