Главная
>
Статьи
>
Цветные четверги. Уильям Эгглстон

Цветные четверги. Уильям Эгглстон

05.04.2012
0

«Мир создан цветным. С этим ничего не поделаешь».


© Уильям Эгглстон



Признаюсь: мир фотографии настолько велик, что иногда я просто не могу выбрать, о чем именно вам рассказать. Фотографы, конкурсы, гранты, биеннале, фотокниги... Поэтому мне показалось интересным сделать некоторые дни — тематическими. Вот четверг. Вроде бы непримечательный день: уже не середина недели, но еще и не пятница. Поэтому пусть он периодически будет о цвете в фотографии, его нам часто не хватает в жизни.

Американец Уильям Эгглстон негласно провозглашен «Пионером цветной фотографии». До 70-х годов 20-го века цветная фотография не имела внятной репрезентации ни в музеях, ни в коллекциях, и публичная демонстрация цветных фотографий была достаточно редким явлением. Эгглстон увлекся фотографией в 60-х, и поначалу экспериментировал с черно-белыми снимками. Неудивительно, ведь его любимыми фотографами были Картье-Брессон, Уолкер Эванс и Роберт Франк. Но в конце 60-х молодой фотограф начинает экспериментировать с цветом. Его выставка 1976 года, организованная Джоном Шарковски (директор отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке), была заявлена как «начало серьезной цветной фотографии». В то время Эгглстон был преподавателем в Колледже искусств Уильяма Кристенберри.

«Мне кажется, что неинтересно смотреть на фотографию, на которой изображен человек. Гораздо интересней смотреть на изображение плодов человеческой деятельности», — говорил фотограф. Поэтому на его снимках по большей части — цветной материальный мир, красивый и кричащий, нелепый и стереотипный, но всегда — живой и говорящий. На его снимках обычные вещи, сцены из жизни, бытовые и городские пейзажи как будто обретают право голоса, становятся значимыми, осязаемыми, многозначными. И не в последнюю очередь из-за цвета в его работах. О своем тихом существовании заявляет лампочка на красном потолке, велосипед, почтовый ящик или вывеска. Конечно, в его снимках много легкой иронии по отношению к Америке, но больше — красоты.

Очень рекомендую отрывок из книги Джона Шаровски «Путеводитель Уильяма Эгглстона» (William Eggleston’s Guide The Museum of Modern Art, New York, 1976, 2003), внятно переведенный Натальей Миловзоровой. Шаровски рассуждает и о природе фотографии, и о взаимосвязи сюжета и формы в работах Эгглстона, и о смысловых подтекстах его снимков. Весьма полезное чтение для тех, кто хочет глубже понимать фотографию или и вовсе — фотографирует.

Яркого четверга!

Анна Мерзлякова

Рекомендуем почитать