>
>
«Франсуаза, или Путь к леднику», Сергей Носов

«Франсуаза, или Путь к леднику», Сергей Носов

17.04.2012
2

Что делает нормальный человек, когда у него появляется болячка, изрядно осложняющая жизнь? Главный герой романа «Франсуаза, или Путь к леднику», детский писатель со звучной фамилией Адмиралов поступил оригинально – дал своей межпозвоночной грыже имя.

Да, вы все правильно поняли: Франсуаза из названия - это она и есть. Сначала, наверное, беседовал, как с больным зубом, уговаривая поумерить свой нрав, а потом пообжился, свыкся, и с тех пор Франсуаза стала его верной спутницей, которой не грех рассказать о сокровенных переживаниях. Не подумайте ничего плохого – у Адмиралова имеется любящая жена и даже сын, девятнадцатилетний олух с двумя потенциальными детьми от двух разных мам. Правда, с сыном они почти не общаются, а жена своего супруга к Франсуазе очень ревнует – да и как иначе, если тот толкует с милой подругой даже в семейной кровати?

Почему Франсуаза? Писатель Сергей Носов (финалист «Русского букера» и «Национального бестселлера») предлагает простой ответ – да мало ли в жизни странных имен, которые дают случайным образом? В мире вообще много случайностей, об этом Носов устами своих героев рассуждает охотно. Скажем, два близнеца, разлученных с рождения и встретившихся на автобусной остановке - вовсе не чудо, потому что это событие ничем не отличается от «встречи» на одном столе сахарницы и шариковой ручки. Или то, что жизнь невзрачного гаишника пошла кувырком после очередной взятки с проштрафившегося автолюбителя – тоже самая настоящая случайность.

Зато неслучайно, что, обладая женским именем, грыжа обладает и соответствующим темпераментом – она ревнива к другим женщинам, не воспринимает длинных предложений, иногда обижается и отказывается разговаривать, так что становится тревожно – что там с ней? Но упаси бог назвать её «застарелой» - сразу прихватит так, что мало не покажется! Случай, как можно догадаться, любопытный для врачей определенного профиля, которые в книге тоже имеются и мечтают написать о данном феномене научную статью.

Роман состоит из двух сопряженных повествований, ведущихся параллельно. В одном из них от первого лица рассказывается о путешествии главного героя в Индию, к истокам Ганга – туда он отправляется в весьма странной компании, чтобы найти загадочного мудреца, способного исцелить его от Франсуазы. Носов, сам побывавший в этой южной стране, удачно соединяет описание экзотических пейзажей с рефлексией Адмиралова, который все более и более расширяет горизонты своего восприятия мира. Насыщенный этническими мелочами, названиями и фантастическими происшествиями вроде встречи с песьиголовыми людьми, текст напоминает забавные путевые заметки с умеренным философским налетом.

Вторая часть посвящена событиям, предшествующим экспедиции – здесь лирический созерцательный пафос сменяется беззлобной сатирой на различные явления привычной нам жизни – например, дурацкие «антитабачные» тренинги психотерапевтов, после которых только больше хочется курить. У Носова легкий, но при этом не утомляющий своей простотой слог, мягкий юмор и талант в изображении незамысловатых житейских ситуаций – с иронией и какой-то искренней теплотой.

Под самый конец книги мы узнаем, что поездка в Индию, возможно,  лишь иллюзия, которая проигрывалась в голове главного героя. Однако, в сущности, какое это имеет значение? Человек, который на обложке книги, задрав голову, смотрит в хмурое гималайское небо, вовсе не для этого выдумывал свою Франсуазу.

Рекомендуем почитать