В
«Жить стало лучше, стало веселей»
Создается ощущение, что красноярцы в последние годы повально увлеклись музицированием. Например, в том же Новосибирске, где проживает полтора миллиона жителей, всего 23 музыкальных магазина. В миллионном Красноярске их уже сегодня в два раза больше. Продавцы магазинов говорят, что спрос на музыкальный товар в последнее время действительно растет, и связывают это с тем, что «жить стало лучше, стало веселей».
— Вспомните ситуацию в стране лет 15 назад, в хмурые
В самом деле, в Красноярске сейчас только музыкальных школ 16, не считая множества детских музыкальных центров. Есть два крупных профессиональных учебных заведения — Колледж искусств и Академия музыки и театра.
С другой стороны, Красноярск богат и на музыкантов-любителей. Причем, они не только формируют аудиторию потребителей, но и сами зачастую идут в музыкальный бизнес. — Многие музыканты пытаются сделать музыку своей основной деятельностью. Однако в нашем городе не настолько развита музыкальная индустрия, шоу-бизнес, чтобы можно было жить только за счет концертов. Вот, многие и начинают приторговывать инструментами, открывают те самые мелкие отделы и магазинчики. Сейчас за счет них в основном и прирастает этот рынок в Красноярске, — говорит генеральный директор компании «Сибирский музыкальный центр» (магазин «Триумф») Олег Гаврилов.
Наконец, немалую роль в формировании потребительского спроса играют масс-медиа. — Во время и после показа сериала «Ранетки» в магазинах происходил настоящий бум на электрогитары и синтезаторы, а в музыкальных школах резко увеличился набор учащихся на классы гитар и фортепиано. Я знаю, что в некоторых школах конкурс доходил до 4 человек на место, — утверждает директор магазина «Мир музыки» Наталья Разжилина.
Конкуренция идет из интернета
Естественно, при таком количестве магазинов на рынке не может не быть конкуренции. Хотя, как говорят сами предприниматели, жесткой ее не назовешь. По большому счету, конкурируют между собой несколько основных игроков — представители московских «Музторга» и «Мира музыки», иркутской сети «Свет и Музыка» и местный «Рок-н-ролл». У них самые крупные и с наибольшим ассортиментом магазины. При этом у каждого есть своя «фишка» и, соответственно, наработанный пул постоянных покупателей.
Так, федералы берут тем, что работают напрямую со многими известными брендами и некоторые из них представляют в городе эксклюзивно. — Помимо этого, у нас единая ценовая политика, которая не зависит от логистики и других составляющих, прямые поставки и рекламная поддержка от производителей, дисконтная система для оптовых покупателей, — говорит Разжилина.
Зато местные игроки отличаются более гибким и демократичным подходом. — Мы не зависим от брендов и производителей, как федеральные сети. Соответственно, можем предложить покупателю как брендовые товары, так и, например, изделия неизвестных китайских производителей. Поэтому при формировании ассортимента мы ориентируемся только на спрос покупателей, на то, что действительно ими востребовано. Федералы же привязаны к определенным брендам и должны их продвигать. Зато они могут привезти на постоянную выставку какие-то дорогостоящие, высококлассные товары и ждать, пока потребитель «созреет» до их покупки. Это привлекает в магазины людей, которым интересно посмотреть, попробовать и в итоге все же «разориться» на «крутой аппарат». Мы себе такого позволить не можем и привозим в первую очередь то, что наверняка быстро продастся, — говорит директор магазина «Рок-н-ролл» Роман Арыжаков.
В последнее время как у федералов, так и у местных игроков появился один общий «враг» — интернет-аукционы, в первую очередь eBay. Они основательно осложнили жизнь магазинам, особенно, в плане продаж дорогостоящих инструментов. — Если
Красноярцы берут, что подешевле
В то же время, как говорят продавцы, покупателей элитных музыкальных инструментов в Красноярске очень мало. Основная часть потребителей берет товары среднего и низкого ценового уровня. Так, например, электрогитара стоимостью 30 тыс. рублей у нас уже считается дорогой, и магазины привозят их в единичных экземплярах и только самых «ходовых» моделей и марок.
Рояль стоимостью в несколько миллионов рублей и вовсе редкий гость в красноярских музыкальных салонах. Такие инструменты продаются даже не каждый год, и привозят их сугубо под заказ. — Держать такой инструмент на выставке просто неразумно, особенно, учитывая, какую площадь магазина он займет, — говорит Наталья Разжилина.
В целом, максимум, что позволяют себе магазины, — держать в ассортименте и на складе пианино стоимостью
В категорию покупателей дорогих инструментов входят состоятельные люди, которым ничего не стоит купить своему ребенку, скажем, синтезатор за
Не торговлей единой
Многие музыкальные магазины не ограничиваются продажей инструментов. Среди сопутствующих направлений — инсталляция и поставка оборудования «под ключ». Эта услуга востребована развлекательными заведениями и различными учреждениями для оформления, например, конференц-залов.
Кроме того, практически все крупные магазины регулярно организуют такие мероприятия, как автограф-сессии и мастер-классы известных музыкантов, а, например, «Рок-н-ролл» проводит даже собственный ежегодный рок-фестиваль. Таким образом магазины не только рекламируют себя, но и в определенной степени формируют музыкальную индустрию в городе. Зачастую в подобных акциях участвуют настоящие «звезды», как отечественные, так и зарубежные — эндорсеры («лица» компании — прим. ред.) мировых музыкальных брендов и участники популярных творческих коллективов.