Проснешься 1 января 2013 года, решишь попробовать что-то новенькое, а как об этом новеньком узнать — черт его знает. С начала будущего года депутаты Государственной думы запретили рекламу алкоголя. Переходный период в полгода они оставили, дабы пресса доработала заключенные на год контракты. Красноярские журналисты и производители алкоголя скопом решили — причина запрета отнюдь не забота о любимых гражданах.
5 млрд коту под хвост
До принятия этого закона рекламировать свою продукцию пиво-вино-водочникам и так было сложно: в соответствии с действующим законодательством, реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, на обложках журналов, телевидении, радио в дневное время, при кино- и видеобслуживании, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских и других подобных учреждениях, а также на расстоянии ближе чем 100 метров от них.
С 23 июля 2012 года, помимо всех видов общественного транспорта, реклама алкогольной продукции будет запрещена также в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, за исключением мест розничной продажи алкогольной продукции.
Любопытно, что сначала законопроект предполагал только запрет рекламы пива на сайтах, которые зарегистрированы в качестве СМИ. К первому чтению он был расширен — предлагалось запретить в интернет-СМИ рекламу всего алкоголя. Ко второму чтению было внесено пять поправок в законопроект. Теперь он подразумевает запрет на любую рекламу в интернете и печатной прессе.
«Ведомости» приводят слова представителя компании «Синергия» (водка «Белуга» и «Мягков», «Беленькая» и др.) Прохора Малютина. По его мнению, продажи известных алкогольных брендов после ограничений на рекламу не пострадают. Медийная реклама в первую очередь выполняет имиджевые функции, повышает узнаваемость бренда, а у «Синергии», как и у других известных марок, уже сформировался свой круг потребителей. От запрета пострадают в первую очередь печатные СМИ, которым реклама алкоголя приносила значительную часть рекламных доходов, убежден он.
При этом газета посчитала возможные убытки, которые понесет рекламный рынок страны.
Общие затраты рекламодателей на прессу Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) в 2011 г. оценила в 40,4 млрд руб. По данным аналитического центра «Видео интернешнл», в 2011 г. алкогольные напитки (включая пиво) заняли
Затраты на рекламу алкоголя в интернете, по оценке IMHO VI, составили 1% рынка — немногим более 400 млн руб.
На эфирное телевидение пивовары потратили в 2011 г. 3,7 млрд.
Неэфирные каналы получили от рекламы алкоголя и пива 114 млн, подсчитал аналитический центр «Видео интернешнл».
Таким образом рекламный рынок потеряет не менее 5,4 млрд руб., или примерно 2% всех затрат рекламодателей в 2011 г. (данные АКАР).
Мнение местное
Генеральный директор красноярского представительства газеты «Коммерсантъ» Олеся Гурина считает, что процесс вытеснения рекламы алкоголя из СМИ в России продолжается уже не первый год.
— Запрет коснулся телевидения, потом ввели ограничения по времени рекламы, а также он коснулся транспорта, зоны аэропортов, — вспоминает она. — Поэтому данный законопроект для печатных изданий был вполне ожидаем. Безусловно, издатели лишатся существенного объема общегодовых поступлений, особенно федеральные СМИ. Что же касается издательского
дома «Коммерсантъ» в Красноярске, то потерь в глобальном смысле слова мы не понесем, но, увы, придется прекратить работу с несколькими партнерами, с которыми мы сотрудничаем и дружим много лет.
Впрочем, Гурина оговаривается — «если принятие данного законопроекта действительно сможет благоприятно повлиять на сознание молодого поколения и будет способствовать уровню снижения потребления алкоголя в стране, то — это правильная мера. Но оценить результаты мы сможем только в долгосрочной перспективе».
Откуда растут ноги у принятого закона, точно знает представитель компании «Байкалфарм» Андрей Черняев. Заместитель генерального директора, глава направления развития и маркетинга компании считает, что все это — проделки федерального сетевого ритейла:
— Для меня вообще абсолютно непонятен закон. Мне кажется, что он нарушает основы Конституции — права на получение информации... Ни в одной стране мира я такого не видел и не слышал, — резко высказался Черняев. — Вся реклама остается только в местах продаж, соответственно все рекламные бюджеты уйдут туда — крупным сетям. До декабря мы будем пользоваться тем, что есть, а после придется следовать законодательству. Но придется придумывать новые инструменты. Нас ведь просто подталкивают к тому, чтобы мы были более изобретательны!
Валерий Анохин, директор «Енисейской алкогольной ассоциации» имеет другое мнение на сей счет. Он полностью поддерживает запрет на рекламу и объясняет: это действительно может сократить число пьющих в стране.
— Вы помните наверняка рекламу пива «Пейте Клинское» — парень идет, такой весь красивый, берет бутылку и становится вообще крутой. Ты тысячу раз посмотришь, и в голове все равно отложится стереотип — мол, вон как можно круто с пивом выглядеть, и девчонки все твои и прочее. Я бы запретил рекламировать не только алкоголь, но и энергетики. Потому что в их составе искусственный кофеин, который вызывает привыкание. А вместо них сделайте морс брусничный или ситро и рекламируйте на здоровье.