Думаю, если вы хоть сколько-то интересуетесь процессами, что происходят в мировом кино, то понимаете, почему ближайшее время (плюс-минус пара недель) в эфире с такой частотой будет всплывать имя режиссера Кристофера Нолана. В прокат выходит «Темный рыцарь: возрождение легенды», финальный выпуск нолановской трилогии о Бэтмене, возможно, главное событие популярного кино года две тысячи двенадцать. Не будем же отделяться от коллектива и тоже поговорим об этом человеке — вот только вынесем за скобки его работу над «Бэтменами» и поговорим об остальных сделанных им фильмах, как вышедших до феноменального успеха «Темного рыцаря», так и после.
Преследование
Дебютная независимая картина Нолана, сделанная им в Англии за довольно смешной бюджет, собранный по друзьям и знакомым. Пижонский чёрно-белый как-бы-нуар с замороченной структурой и изящными сюжетными выкрутасами в конце — смотря «Преследование», никак не заподозришь в его авторе будущего спасителя формы большого голливудского блокбастера. Впрочем, что амбиций у автора этого фильма хватает, уже вполне видно — для дебюта «Преследование» смотрится ладно и складно и в целом производит приятное впечатление.
Помни
Эффектный выход Кристофера Нолана на мировую арену — отличный замороченный триллер с фигой в кармане. «Помни» наделал немало шума и уверенно привлек внимание мировой киношной общественности к молодому английскому вундеркинду, который умудрился придумать новый способ рассказа опостылевших криминальных историй.
«Помни» также важен и тем, что именно здесь началось сотрудничество Нолана с оператором Уолли Пфистером, снимавшим абсолютно все фильмы режиссера с этого момента.
Бессонница
Первый голливудский опыт Нолана, ремейк мрачного исландского триллера про немолодого полицейского с нечистой совестью. Самый прямолинейный и, на мой личный взгляд, самый эффектный фильм режиссера — оказывается, чтобы внятно и интересно рассказать хорошую и серьёзную историю, ему совершенно необязательно корёжить структуру и рассовывать тузы по рукавам.
Здесь же впервые стало ясно, что чувство вины и его способность разъедать человеку всю душу — тема, поднимавшаяся и в «Помни» — станет для Нолана магистральной историей; в сценариях и «Бэтменов», и «Начала» эта тема играла довольно важную роль.
Престиж
Первый выход Нолана к публике после успеха фильма «Бэтмен: начало» — опять кино с фокусами, только в этот раз ещё и ПРО фокусы.
Экранизируя роман Кристофера Приста, Нолан основательно выпотрошил его историю под себя и устроил что-то вроде прощального выхода фокусника с последующим саморазоблачением. Правда, есть подозрение, что автор немного преуменьшил внимательность своей аудитории — некоторые его фокусы в «Престиже» не так уж сложно было разгадать задолго до того, как он сам решал выдать все свои секреты.
Начало
На волне феноменального успеха «Темного рыцаря» следующая самостоятельная работа Нолана, тем более по оригинальной идее, стала объектом столь же пристального и фанатичного внимания со стороны киношной публики.
Не только, впрочем, публики — в «Начало» набилось какое-то невообразимое количество кинозвезд, и особенно везучим из них даже удалось перекочевать оттуда в нового «Темного рыцаря» (в частности, Тому Харди и Джозефу Гордону-Левитту, чей актерский дуэт был одним из приятных нюансов «Начала»). «Начало», в которое были вложены титанические деньги, обернулось столь же феноменальной историей успеха, а заодно помогло окончательно разобраться с тем, как правильно следует относиться к творчеству режиссера Кристофера Нолана. Как к большому и отлично выполненному развлечению высокого класса, сделанного чуточку умнее обычного. Буквально на днях проверим, насколько такое видение проблемы применимо к «Темному рыцарю: возрождению легенды».