Разрешение на провоз жидкостей вызвано, к сожалению, не очередными победами в борьбе с терроризмом. Предполагается, что упрощение последует вслед за оснащением портов новейшим оборудованием. Таким, которое не только «подозрительную воду» на глаз определяет, но даже лицо потенциального террориста в многотысячной толпе вычисляет на раз.
Тонкие места гардероба
На самом деле послабления действуют ещё с мая. Так, в аэропорту «Емельяново», как и в других портах, не нужно снимать обувь на тонкой подошве и ремни толщиной не более 4 миллиметров. Таков приказ Минтранса РФ. Да и при провозе жидкости тоже существуют исключения из правил. Детского питания можно брать на борт ровно столько, сколько нужно. Как бы то ни было, решение министерства почти на четверть сократило время предполётного досмотра.
Однако послабления не означают, что осенью в самолёт можно будет пронести всё что угодно. По словам руководителя пресс-службы красноярского аэропорта Татьяны Каминской, бутылку водки всё равно придется сдавать в багаж и довольствоваться тем алкоголем, что разливают стюардессы.
Человеку непосвящённому кажется странным, почему в своё время под пристальное внимание таможенников попали толстые подошвы и жидкости. Во всём виноваты террористы. Так, например, в 2001 году британец из Аль-Каиды пытался взорвать бомбу, замаскированную в его туфле. Ну а с жидкостью и так всё понятно. Существует множество формул всевозможных гремучих смесей, которые могут принести очень много бед в полёте. Именно поэтому предметы гардероба просвечивают на специальных устройствах, а воду оставляют на земле.
Тет-а-тет
Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте предполагает оснащение аэропортов новейшим оборудованием, которое существенно упростит все досмотровые процедуры. Сначала планируется оснастить крупнейшие аэропорты страны, а затем и остальные.
Среди новинок, разработанных, кстати, российскими специалистами, немало по-настоящему фантастических приборов. Так, на выходе из обыкновенной рамки металлоискателя установят систему «Сова-Видеопоток», которая автоматом будет сличать лица пассажиров с базой разыскиваемых преступников. К слову, подобные системы уже работают на некоторых станциях московского метро и в Татарстане.
С багажом тоже проделываются замысловатые операции. Специальный прибор может определить, опасно ли вещество, даже если оно находится в закрытой таре. Или если потенциальный террорист дотрагивался, например, до взрывчатки и малейшие частицы вещества остались на его одежде или руках, прибор подаст сигнал.
Однако самое интересное новшество заключается в появлении в портах совершенно нового подразделения — службы профайлинга. Команда профессиональных психологов, которые прошли специальную подготовку, будут «просеивать» пассажиров на предмет адекватности. Естественно, тут людям на помощь также приходит техника. Специальная система буквально по мельчайшим движениям отслеживает состояние человека и предупреждает о возможных проблемах оператора. Тут не поможет даже каменное лицо игрока в покер, говорят знающие люди.
Очевидно, для большинства пассажиров это нововведение так и останется незамеченным. Всё-таки большинство из нас адекватные и честные люди. Однако даже если вас, честного и адекватного, решили спросить профайлеры, не стоит сопротивляться и бить себя кулаком в грудь. Поверьте, они быстро поймут, что вы на самом деле из себя представляете.
Так, преподаватель кафедры профайлинга московского Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Людмила Пирогова советует: «Не нужно сопротивляться вопросам профайлеров, переспрашивать, для чего это надо, и так далее. Это нормальные требования, от которых зависит ваша безопасность. Если служба авиационной безопасности не уверена в том, что пассажир не представляет угрозы, такого человека не могут допустить на борт».
В Израиле, например, отказников побеседовать не пустят даже на трапе постоять. К слову, в этой стране на въезде беседуют со всеми. А семьи для разговора даже разделяют. Как итог в стране, где идёт практически настоящая антитеррористическая война, инциденты на авиатранспорте крайне редки. Так что наши антитеррористические правила не так уж и строги.
Марк Захаров, красноярский краевой портал KrskPlus.ru