Правильный человек у руля — залог успеха любой перезагрузки любой кинематографической франшизы. Тони Гилрой, режиссер и сценарист «Эволюции Борна», перезапуска сериала про Джейсона Борна, вынесшего за скобки самого Джейсона Борна, казался именно таким человеком.
В ролях: Джереми Реннер, Рэйчел Уайз, Эдвард Нортон, Альберт Финни
Продолжительность — 135 мин
В конце концов, именно он сваял ко всем трём частям приключений Джейсона Борна ладные, чёткие, гармонично устроенные сценарии, которые красиво сложились в финальной части в законченную единую картину. То есть, более своего человека в творческой вселенной борновских историй, пожалуй, не найти. К тому же в собственных режиссерских работах Гилрой демонстрировал крепкий, старомодно-увесистый режиссерский стиль, укорененный в американском кинематографе 70-х — который мог бы стать отличным контрапунктом хаотичной, подчеркнуто современной манере Пола Гринграсса, ставшей в определенный момент фирменным знаком фильмов о Борне.
Что же мы видим в «Эволюции Борна»? Пересвеченные сверхкрупные планы — ой. Головокружительно быстрый монтаж — ещё раз ой. Вместо того, чтобы бесстрашно подстраивать всё под себя, Гилрой начинает играть в поддавки со зрительскими ожиданиями, и в результате неловко выползает на чужое поле — где у него получается заметно хуже, чем у себя. Впрочем, если бы проблемы в «Эволюции» имелись только с визуальным стилем, это можно было бы счесть такой данью традиции — но у Гилроя в этот раз огромная неразбериха и с традиционно сильной составляющей сериала, со сценарием.
С одной стороны, Гилрой вроде бы не стесняется накручивать цветущей сложности — и в плане экспозиции, которая разворачивается битых двадцать минут параллельно с событиями третьей (кажется) борновской части, и в плане диалогов, нещадно напичканных бесконечными названиями бесконечных шпионских программ. Но при этой бесстыдной хитроустроенности «Эволюция Борна» одновременно демонстрирует довольно ошеломительную, вопиющую практически глупость на уровне базовой коммуникации человеческих персонажей в кадре. Когда от половины больших диалогов хороших артистов Реннера и Уайз, написанных предположительно умным сценаристом Гилроем, хочется зажмуриться покрепче, уже понятно, что в этом шпионском королестве что-то определенно прогнило. Более того, Гилрой-сценарист с определенного момента начинает неприятно подыгрывать главному герою, предлагая ему такие варианты спасения от опасностей, как «в подходящий момент отошёл за дровами» и «вовремя крикнули в окно».
К Реннеру, новому лицу обновленного сериала, вопросов никаких. Он включается в процесс на повышенных скоростях — бегает по крышам и деревьям, гоняет на моцике, выходит в рукопашную на волка, мужественно потеет, грандиозно смотрится в пижонской курточке и в целом совершает занятный актёрский подвиг, играя целого главного героя одной только челюстью. Иначе говоря, выворачивается как может в предложенных условиях — потому что играть чем-то ещё сценарий вроде не требует.
Джейсон Борн, при всех его смертоносных рукопашных навыках, был, по сути, персонажем трагическим — человеком в экзистенциальном поиске себя и своих создателей. Аарон Кросс же, в общем, ничем таким особенным не движим, помимо банального, практически животного желания выжить — и драмы в этом, понятно, в разы меньше. Гилрой всячески пытается педалировать эту животную природу Кросса (периодически при помощи обескураживающе школьных поползновений на символизм), но, придумав для главного героя тему, он почему-то забыл прикрутить к ней ещё и интересного, детально проработанного персонажа. А когда по экрану два с лишним часа в пижонской курточке бегает одна только тема, пусть и теоретически симпатичная, смотреть на это на практике не особенно-то интересно.
Нет, не то чтобы «Эволюция Борна» совсем лишена каких бы то ни было достоинств. В ней есть две-три по-настоящему мощных и напряженных сцены, а под занавес имеется грандиозная шутка. Ну, и того утробного, горячего удовольствия, которое испытываешь, когда у тебя на глазах дорогой шпионский блокбастер разыгрывает не набор юных дурацких выскочек и гламурных фотомоделей с губами, а отлично слаженный отряд по-настоящему сильных взрослых актёров, тоже никто не отменял. Но всё же от человека, сколотившего когда-то крепчайших «Майкла Клейтона» и «Ничего лишнего», фильмы, к которым хочется периодически возвращаться, был резон ждать куда большего. Ну, что ж — в рамках своей фильмографии Тони Гилрой пока по-прежнему ведёт. Правда, со счетом 2:1, а не 3:0, как того отчаянно хотелось.
Вердикт Кочерыжкина — профессионально исполненная, но до обидного невнятно прописанная перезагрузка шпионского турбосериала; обидная растрата талантов большого количества умных людей