Режиссер – Андрей Прошкин
В ролях: Максим Суханов, Александр Яценко, Роза Хайруллина, Иннокентий Дакаяров, Андрей Панин, Виталий Хаев, Алексей Шевченков
Продолжительность – 125 мин
Российские фильмы, честно стремящиеся поговорить со зрителем о важном, в последние годы у нас наперечёт – поэтому каждый новый такой хочется немного носить на руках, хотя бы за одно только подобное устремление. «Орда» Андрея Прошкина как раз из таких – правда, за то, о чём и как она хочет поговорить, поднимать её на руки я бы не торопился.
«Орда» гордо позиционировалась, как «первый фильм о Золотой Орде» - тема, безусловно, интересная и невероятно богатая. И пока фильм держится этих рамок, перед нами разворачивается на удивление мощное историческое полотно. Неспешное, угрюмо-красивое, снятое с ненавязчивой, но довольно удивительной виртуозностью, насыщенное прекрасными деталями, одновременно безжалостное и брутальное, сохраняющее некий высший нейтралитет. Орда здесь предстаёт государством страшным, грязным, безжалостным – но одновременно живым и настоящим, следующим своему собственному кодексу чести и искренне стремящимся выбраться из своего провинциального средневековья.
Даже когда «Орда» выезжает на свою главную, потенциально опасную тропку – и в сюжете появляется московский митрополит Алексий (Суханов), которого призывают в Орду совершить чудо и вернуть зрение внезапно ослепшей ханше (Хайруллина) – Прошкин проявляет поразительную режиссерскую сдержанность. Он подчеркнуто фиксирует свой режиссерский взгляд на людях, а не на религиозных или исторических концепциях, на виньетках человеческих судеб, а не на столкновении верований и конфессий.
Только задним числом понимаешь неслучайность момента, в который ханшу поражает внезапный коварный недуг – во время казни русских пленников. При всей сдержанности режиссуры Прошкина, при всем лаконичном богатстве драматургии сценариста Арабова и выразительности музыки Алексея Айги, «Орда» в какой-то момент всё-таки не выдерживает и срывает покровы. И под пышным, обильно вышитым парчовым халатом уважительной и детальной исторической драмы про дикий Восток обнаруживается вдруг демонстративно-нищенское рубище православного псалма о вере и страдании.
«Орда» в буквальном смысле слова превращается в совершенно другое кино – отстранённое, нейтральное историческое полотно, интересовавшееся в первую очередь мелкой моторикой древнего мироустройства, уступает место благолепному житию святого, с соответствующими поправками интонации и даже манеры съемки. Да, Прошкин придумывает на диво верный формальный ход, с помощью которого он отмечает вход своего фильма в новый режим (и, кстати говоря, выход обратно тоже) – но всё равно трудно избавиться от ощущения, что этакий манёвр «Орде» сильно вредит. Просто по её исторической части казалось, что Прошкин с Арабовым действительно очень многое хотят нам рассказать. В религиозной же половине оказывается, что они всего-навсего хотели молча постоять перед иконами, преисполненные благоговения.
Вердикт Кочерыжкина – могуче сделанная историческая драма, зачем-то на полпути превращающаяся в урок по основам православия