Дмитрий Медведев продолжает реформы. На этот раз он дал добро на перемены в системе образования. С легкой подписи премьер-министра в свет вышел проект государственной программы развития образования. В ней как раз и значится пункт о переводе отбора руководителей «общеобразовательных организаций» с назначений сверху на конкурсную основу.
Сильный директор
— Очень важно, чтобы у школы был сильный директор, — заявил в марте тогда еще президент Дмитрий Медведев на совещании, посвященном школьному образованию. Он сделал акцент на значимости личностных качеств руководителя среднего общеобразовательного учреждения, при этом предложил ограничения даже для самых ярких личностей. С этого все и началось.
Ломать систему — не строить. До настоящего времени директоров школ, колледжей, лицеев и гимназией назначает профильное муниципальное управление. По мнению министерства образования и науки, выборная система позволит сделать процедуру назначения директора открытой. Голосовать будут ученики и их родители. Каждый кандидат на должность должен будет представить на суд общественности свою избирательную программу — рассказать о том, как он видит развитие того или иного учебного заведения. Этот документ и будет контролирующим инструментом для избранного директора.
Программы кандидатов и информация по претендентам должны быть размещены в интернете для всеобщего доступа, чтобы каждый желающий смог составить о них свое мнение. Планируется, что победитель будет определяться большинством голосов, но возможен вариант создания специальных конкурсных комиссий из числа представителей министерства и управлений образования, профсоюза преподавателей, родительских комитетов и различных независимых наблюдателей и экспертов.
Планируется, что директоров будут избирать на срок от трех до пяти лет. Конкретный срок должны определить для себя региональные чиновники от образования. Отдельные комментаторы нововведений уже зло пошутили — в выборах будут побеждать самые опытные директора, которые давно находятся в должности. Ведь они знают, как эти самые выборы выигрывать, примеров перед глазами масса — взять хотя бы последнее голосование в Госдуму.
Относительно страны
— Это не новая идея. Можно заглянуть в революционный семнадцатый год. Только не после Октябрьской революции, а после Февральской. Тогда началась массовая кампания по выборам директоров гимназий, высших начальных училищ, семинарий и так далее, — разъясняет экс-депутат Заксобрания, а ныне советник губернатора края в сфере образования Валентина Бибикова. — Этот опыт не получил дальнейшего развития. Хотя сложно сказать, чего тогда было больше — негатива или позитива. Сейчас же у нас провалилась идея, которая выдвигалась еще в начале 90-х годов о создании управляющих советов школ, где родительское сообщество могло бы влиять на управление учреждением. Провалилась потому, что школа была, есть и остается закрытой системой. Не думаю, что выборы директоров как-то изменят ситуацию и оздоровят положение дел в образовании.
Одним из барьеров для введения нормального института выборов в школах, по мнению советника, является переход на новую систему оплаты труда, из-за которой и без голосований «обстановка в коллективах достаточно сложная».
— Школа — это сложный и ранимый механизм, особенно в управленческом аспекте. Все должно быть взвешенно и никаких резких движений делать не стоит, — заключила Бибикова.
Виктор Легашов, председатель Красноярского краевого общественного фонда «Защита гласности», член Общественной палаты правозащитных организаций на вопрос о том, как он относится к новациям, ответил коротко: «Это глупость». Того же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания края, член комитета ЗС по образованию, культуре и спорту Олег Пащенко. Он увязал свое «отвратительное отношение к переменам с общей ситуацией в стране».
— Все последние нововведения Государственной Думы — мелкие, исподтишка, легкомысленные и направленные на дальнейшее раздробление людей. В начале 90-х годов мы выбирали все и вся, и что из этого вышло? Редкий случай, когда выбирали толковых людей на место. Не всегда выборы являются благом. Какие холуи будут выбирать честного человека? Выберут своих. Кто любит умных людей? Их боятся и им не доверяют. Выберут покладистого, которым можно понукать. И это было испробовано в 90-е годы. Страна, которая собирается погибнуть, издает огромное количество бестолковых законов. И это сейчас и происходит, — выпалил Пащенко. — Дети будут выбирать в том числе? Еще не лучше. Это попахивает ювенальной юстицией. До 14-ти, до 16-ти лет их вообще трогать не надо. А так они смолоду включатся в эти сделки, в переговоры, научатся цинизму, лжи. Дайте им заниматься, дайте им пионерские галстуки, только слово «Ленин» не произносите.
В учительском сообществе к предложению премьер-министра и министерства относятся скорее положительно. Правда, оговариваются — если выборы будут честными и справедливыми.
— Директоров необходимо избирать на конкурсной основе, — уверена Надежда Хрястова, преподаватель физической культуры красноярской гимназии № 16. — Директор — это, прежде всего, личность. И при этом личность сильная, обладающая высокими нравственными качествами. И здесь уже учителя будут сами отвечать за свой выбор: сами выбрали — сами виноваты. Причем, должен быть прописан механизм отзыва с должности все тем же голосованием. По мне так директора должен выбирать коллектив. Директор должен быть избран из учителей и учителями. Только человек, заслуживший уважение коллег, может руководить этим коллективом.