Главная
>
Статьи
>
В сухом остатке

В сухом остатке

06.11.2012
24

Ну вот, очередная книжная ярмарка благополучно прошла. Чего бы там злопыхатели не говорили, она всё же стала нашим красноярским важным событием. Я склонен считать, что все те «прорехи», о которых я уже упоминал — сугубая бедность ассортимента, фактически полное отсутствие «книжек с формулами», падение посещаемости разных тусовок и так далее — вполне могут быть сигналами (правда, слабыми, но имеющий разум, да воспримет их!) начинающихся изменений в нашей красноярской культурной жизни.

Тут надо сделать одно важное замечание. Опять про советскую власть... Одна из важнейших её проблем имела очень странный характер: и большие начальники, и мелкие начальники, да и многие «деятели культуры» усиленно путали два понятия — культура и этикет. Этот второй расцвёл в СССР буйным цветом и дал, что удивительно, совершенно великолепные плоды в сфере так называемого «высокого искусства» (желающие читают самостоятельно труды А.Ф.Лосева по эстетике и не заморачиваются). Но культура, увы, дама совсем не политесная и довольно жестоко мстит тем, кто ею пренебрегает. Поскольку культура есть способ организации жизни. Людей. И состоит в первую очередь из огромного числа запретов, которые даже не полицией и прокуратурой исполняются, а всеми нами без исключения.

Да, так вот. О культуре-матушке говоря. Она не только из запретов состоит, но и из множества разных предписаний, а также ценностей с разным «сроком годности»: есть ценности достаточно долгоживущие, есть очень даже преходящие, например, мода. Немалый корпус такого рода артефактов (то бишь, предметов культурного обихода) составляют тексты. Те самые, которые издаются в форме книжек. А среди таких текстов особо следует выделить тексты, адресованные детям. По-русски сказать, детские книги.

Отличительной чертой — на мой взгляд, естественно — прошедшей ярмарки было большое количество чрезвычайно высококачественной детской литературы. Спору нет, всяческие истории из жизни Барби и её барбиного семейства, вкупе с соответствующими игрушками, вещь неплохая. Но есть в мире некий набор детских книг, которые каждый нормальный родитель должен со своими детьми прочесть. Понятно, что далеко не весь набор: он слишком велик. На наше счастье, число хороших детских текстов существенно превышает возможности их все прочесть даже у взрослого человека. Что само по себе очень хорошо — разнообразие всегда полезно и продуктивно.

На прошедшей ярмарке, повторюсь, количество таких детских книг, которые содержали очень хорошие и нужные детские тексты, было заметно больше, чем раньше. По крайней мере, в пропорциях: раньше, по моим воспоминаниям, больше превалировали какие-то «барбеобразные» книги. Я уж не говорю о том, что изданы все эти детские книги были просто потрясающе. Многие из них вполне бы могли достойно представлять нашу страну и её издателей на различных полиграфических конкурсах. Но и это не самое главное. Самое главное, что среди экспонентов был один небольшой книготорговый магазин. Казалось бы, чего здесь нового? А ответ кроется в маленькой, но важной детали: это наш, красноярский книжный магазин. Называется «Этажерка». Он есть и в интернете тоже: etagerka.ru. Зачем, казалось бы, о нём говорить? А причина проста: ярмарка уехала и её не будет до следующего года, а магазин этот остался с нами. Что не может не радовать, на мой достаточно профессиональный взгляд, местную широкую родительскую общественность...

Сегодня не только по математике задачки будут: как-никак, ярмарка-то была с книгами...

  1. Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить. Среди них имеется тройка слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню, и, кроме того, еще пара слов, восходящих к другому общеславянскому корню. Найдите эту пару и эту тройку. Если в вашем решении предполагается, что корни изменяли свой вид, — подтвердите возможность каждого изменения примерами.
  2. Два поезда выехали из городов на расстоянии 900 км на встречу друг другу со средними скоростями 70 км/ч и 80 км/ч. С первого поезда в момент старта поездов взлетает муха и летит на встречу второму поезду со скоростью 90 км/ч, встречает второй поезд, поворачивает обратно и так далее. Какой путь налетает муха, пока поезда не встретятся?
  3. Через центр окружности Ω1 проведена окружность Ω2; A и B — точки пересечения окружностей. Касательная к окружности Ω2 в точке B пересекает окружность Ω1 в точке C. Верно ли, что AB = BC? ОЯПО
  4. В русском языке с глаголами часто используется частица -ся (-сь), которая «делает» глагол возвратным. Например, учить — учиться, лечить — лечиться, торговать — торговаться. Некоторые из глаголов могут использоваться в возвратной форме только с приставками. Среди всех глаголов в русском языке есть такие, которые никогда не используются в возвратной форме, а есть такие, которые используются только в возвратной форме. Приведите как можно больше примеров таких глаголов, которые а) никогда не используются в возвратной форме, даже с приставками; б) используются в возвратной форме только с приставками; в) всегда используются только в возвратной форме. Какие грамматические и семантические особенности глаголов указанных типов приводят к наблюдаемым эффектам?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать