Главная
>
Статьи
>
Путешествие: Уганда

Путешествие: Уганда

09.11.2012
7

Люди, не смотревшие фильм «Последний король Шотландии», вряд ли с ходу ответят на вопрос, где находится Уганда. Эта небольшая африканская страна прославилась на весь мир не только кровавым режимом Иди Амина, но и речными спотами для занятий каякингом. Тренироваться именно в этой редкой дисциплине отправились туда двое красноярцев. О приключениях  в Уганде рассказывает один из основателей школы каякинга Юрий Кондрашин.

В Уганде, в штате Каюнга, на реке Белый Нил находится один из лучших плей-спотов в мире для занятий каякингом. Там самая удачная и всегда работающая «волна», крутые «бочки» (закручивающаяся в обратную сторону вода). Крокодилов нет, и температура воды оптимальная. В это место съезжаются профессионалы и любители со всей планеты, так как, например, у нас в России, да и во многих других странах зимой тренироваться просто негде. 

Мы давно планировали поехать в Уганду. До этой поездки мы регулярно сплавлялись по местным речкам, а также ездили на Алтай и Кавказ. Год назад мы с моим напарником Янисом списались с чемпионом России по фристайлу на горной воде Андреем Пестеревым, который как раз уехал зимовать в Уганду. Получили от него ответ: «Конечно, приезжайте! Я вас встречу, помогу с жильем и со всеми познакомлю».

Как вы туда добирались? Снаряжение брали с собой?

Да, «все свое» мы взяли с собой: две лодки (каждая по 25 кг), весла, каски, спасательные жилеты, фото-, видеоаппаратуру. Насчет лодок мы переживали, но, авиакомпании, особенно Emirates, пошли нам навстречу, перевозили наше «добро» почти бесплатно и обращались с ним более чем бережно. Но в красноярском аэропорту на нас поглядывали с большим удивлением. Представьте себе: 5 января, зима, два парня стоят в пуховиках с лодками и веслами наперевес. Со стороны, наверно, комично выглядело.

Летели мы почти двое суток: Красноярск – Москва – Дубаи – незапланированная посадка в Аддис-Абебе (Эфиопия) - и только потом мы прилетели в столицу Уганды Кампалу. Затем были покупка местной визы ($50), паспортный контроль и получение багажа. Когда я вышел из аэропорта, то реально упал на колени: мало того, что дико устал, так тут же «ударила» жара – в тот день было почти +50 на солнце. Экватор же! Я какое-то время не мог ни дышать, ни идти. Но хорошо, что нас встречал местный водитель, с которым договорились ребята из лагеря. Сначала мы отправились в столицу, а затем уже на место тренировок – кемпинг  Hairy Lemon.

Жизнь в Hairy Lemon

«Волосатый Лимон» – один из самых знаменитых в мире кемпингов для каякеров. В наш приезд  там жили все «топовые» спортсмены, даже абсолютный чемпион мира Джеймс «Прингл» Бебингтон из Великобритании. Конечно, было полезно посмотреть и пообщаться с профессионалами. Помимо нас  - красноярцев, были также люди из Перми, Волгограда, Москвы и Украины. А вообще в лагере проживало около 60 человек.

Что представляет собой сам кемпинг?

Им владеет австралиец Пол. Со своим персоналом он умудряется не только содержать лагерь в чистоте и порядке, но и заниматься хозяйством. Он разводит скотину и птицу, сам выращивает овощи и некоторые фрукты. Поэтому питались мы, в основном, не покидая территорию. И все это удовольствие: проживание в бунгало (со всеми удобствами) и трехразовое питание обходилось нам 24$ в сутки на человека.

Был ли какой-то распорядок в кемпинге?

Можно и так сказать. На восходе солнца нас начинали будить обезьяны с крысами, дерущиеся на крыше нашего домика. Кто-то из «спящих» не выдерживал, вставал и шел закидывать животных камнями. После этого к нам на крыльцо приходил один из петухов Пола и начинал горланить. Ясное дело, тут уже просыпались абсолютно все. Мы шли кушать вкуснейший интерконтинентальный завтрак, а потом отправлялись на «волну». Тренировались мы и после обеда. А вечером, когда заходило солнце, обычно тусовались либо в кемпинге, где Пол показывал нам шоу с каким-нибудь очередным оружием (Пол – большой фанат луков и стрел), либо мы шли в ближайшую деревню, у которой даже названия нет. Там тоже обитали каякеры.

На «волну»? Она там одна или их несколько?

В том месте, где мы жили, есть три большие «волны» - (волна, образованная за счет русла, течения и подводных камней). И названы они по крепости местного пива: Nile Special («Найл спешл»), Nile Bell («Найл Бэлл») и Nile Club («Найл Клаб»). Преодолеть Найл Клаб и не перевернуться – это очень круто. Безусловно, за 45 дней, проведенных на Ниле, мы значительно окрепли и продвинулись в каякинге. Хотя сказать, что вначале было трудно, это не сказать ничего. Иной раз я мог перевернуться и нахлебаться воды так, что тошнило.

Воды из африканской реки? Не боялся подхватить местную заразу?

Конечно, опасался. Но еще во время сборов в путешествие нам писали парни: «Берите много крепкого алкоголя!». Ни для кого не секрет, что тем же самым виски можно продезинфицировать организм, тем более в таких условиях. Я не скрываю того факта, что мы часто употребляли алкоголь. Но это не значит, что напивались до поросячьего визга. В плане профилактики - пару рюмок. И замечу, что все те, кто отказывался пить, чаще и дольше болели. А «лихорадочки», как мы все прозвали местные инфекции, там можно подхватить нешуточные. Благо, от некоторых нам удалось привиться в Красноярске.

От малярии, например?

Нет, от желтой лихорадки. Малярия в Уганде - все равно, что грипп в России, только помощнее «бьет». При нас один и тот же человек переболел ею дважды подряд. Протекает эта инфекция с большой температурой, головными болями, иногда потерей сознания. Если в течение шести дней не начать принимать антибиотики, можно умереть. Но когда начинаешь пить лекарство – встаешь на ноги за считанные дни. Малярия передается через укусы москитов – поэтому вечером мы, как правило, надевали кофты с длинным рукавом и штаны. Хотя даже одежда не спасала.

Однажды мы стали свидетелями неприятной истории. Нашу знакомую девушку ужалило в ногу какое-то насекомое. Нога стала болеть и разбухать, а девушка вскоре стала то и дело терять сознание. Её увезли в госпиталь, а ей через 2 дня улетать. Лечили антибиотиками – ничего не помогало, при выпрямлении ноги больная просто падала на пол. Так получилось, что мы покидали Уганду в один день с этой девушкой. Мы с другом Янисом арендовали инвалидную коляску в аэропорту, чтоб хотя бы там бедняга не мучилась. На регистрации рейса работники, увидев девушку и выслушав ее историю, заявили: «Встанешь с коляски, дойдешь сама до самолета - выпустим из страны, если нет – отправим обратно в госпиталь на лечение». Она наглоталась обезболивающих и кое-как добралась до России, где ее с самолета увезли в больницу, как выяснилось позже, на операцию. Девушка решила сэкономить и жила в обычной деревне, где всем, по сути, все равно. Тогда как у нас на территории кемпинга Пол каждое утро выпускал куриц, и они склевывали половину насекомых.

Других «гадов» вам удалось увидеть? Змей, например?

Слава богу, издалека. Однажды во время тренировки на одном из «заходов» (гряда камней, ограждающая спортсмена от основного потока воды) приютилась громадная змея, которую не сразу можно было заметить. И она чуть не цапнула чемпиона среди юниоров парня-австралийца. Но местные, насколько я помню, забивали змей камнями. И вообще по возможности всегда старались помочь «белому» человеку, зачастую небескорыстно.

Уклад и быт Уганды

Уганда, конечно, очень бедная страна. Беднющая. Богатые люди там - это, как правило, приезжие, всякие послы ООН и прочих гуманитарных организаций. Но у нас сложилось впечатление, что им нет никакого дела до местного населения. Мы видели несколько таких «послов», они на жителей смотрят с пренебрежением. Что эти люди делают в Уганде, мы так и не поняли. А есть бедняки, которые одеваются кое-как и в свои трущобы не могут вставить даже двери и окна. И таких подавляющее большинство. Центр Кампалы выглядит еще сносно, но на окраинах постройки домами-то не назовешь.

Местные питаются в основном, бобами, фруктами, пойманной рыбой и «пошапом» - разваренным рисом. Не курят, не пьют алкоголь, не едят мясо, потому что не могут себе этого позволить - слишком дорого. Средняя зарплата – 50-80 долларов в месяц. При том, что обед в цивильном ресторане, построенном для «белых» и прочих туристов обходится в 20-30 долларов. Школы платные, если ты отдал своего ребенка учиться, значит - неплохо зарабатываешь. Но тем не менее, даже дети свободно говорят на двух языках: суахили и английском. Медицина тоже платная, и смертность большая в стране во многом потому, что люди не могут оплатить лечение и даже визит к врачу. А если у тебя есть машина сборки 20-летней давности, то уже считаешься человеком с достатком. Если черный выпрямил волосы, да еще и намазался кремом для отбеливания кожи, значит - это человек из очень обеспеченной семьи.

Какое там отношение к «белым»?

Двоякое. Существует поверье, что когда-то Уганда была богатой страной, но потом пришли белые и все отняли. Белых угандцы называют «Мзунгу», и детвора все время нам вдогонку кричала «Mzungu, where is my money?» (Мзунгу, где мои деньги?). К нам относились доброжелательно. Как к людям, которые прилетели с другой планеты, из цивилизации, где есть все, что только пожелаешь.

Одно из направлений турпотока в стране – это секс-туризм. Европейцы приезжают в Уганду развлечься с местными женщинами. И секс с белым мужчиной для черной – это буквально светлый момент в биографии. В клубах и барах раздают бесплатно презервативы, так как зараженных СПИДом в стране достаточно. И даже если ты сто раз скажешь местной женщине: «Пожалуйста, не трогай меня! Мне это неинтересно, я люблю свою жену, у меня 10 детей…» - барышни отстанут далеко не сразу. Но в целом, белых там любят, во многом за то, что белый человек может смело отстегнуть тебе 10 долларов. Для нас - это чуть больше трехсот рублей, а для местных –  к примеру, оплата семестра в школе. И никто не обижается, если вдруг ляпнешь слово «негр», как в Штатах.

Кстати, режим Иди Амина чувствуется в стране? Какая там сейчас обстановка?

Иди Амин теперь - это национальный позор. Имя этого человека лучше не произносить. Хотя один из его сыновей до сих пор служит министром внутренних дел Уганды. В столице, например, мы заметили много вооруженных людей. Особенно там, где сосредоточены деньги: магазины, рестораны, гостиницы, заправки – все это охраняют люди с автоматами. Буквально за несколько дней до нашего приезда в Кампале произошло 2 взрыва. И при этом местные нам говорили, что обстановка благополучная, всего лишь Сомали и Уганда что-то там не поделили из-за Кении. А вообще по версии знаменитого путеводителя Lonely Planet  Уганда названа лучшей страной для путешествия в 2012 году. Видимо, тотальная нищета и взрывы на улицах уже никого не смущают.

Поедете ли вы еще раз так далеко?

Да! На самом деле нам очень понравилось - это другой мир. Мы уже купили билеты, улетаем в Уганду 25 декабря. Собираемся там встретить Новый Год. В прошлый раз мы кроме Кампалы, города Джинджа и пары деревень со спотом, ничего больше и не посмотрели. А ведь в Уганде находится несколько национальных природных парков, которые планируем посетить в этот раз. Заодно еще и в Кению заедем. И что мне особенно приятно, в этот раз я поеду не только с друзьями, но и своей любимой девушкой.

Значит, спокойный размеренный отдых не для вас?

Точно не для нас, валяться на пляже мы просто не умеем!

Диана Шаталова
Фото: Юрий Кондрашин и Янис Корбут
Видео: Янис Корбут

Рекомендуем почитать