>
>
Фильм: «Соловей-разбойник»

Фильм: «Соловей-разбойник»

23.11.2012
17

Режиссер — Егор Баранов

В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Сергей Бадюк, Игорь Жижикин, Павел Прилучный, Александр Стриженов, Мария Голубкина

Продолжительность — 87 мин

Вот, это по-нашему! — что-то такое хочется добродушно пробасить в адрес создателей «Соловья-разбойника» после просмотра их творения и тут же немедленно сграбастать в медвежьи объятия, сурово щекоча им физиономии необъятной бородой. «Соловей-разбойник» — и правда стопроцентно наше кино; и такого нашего кино нам давно не хватает.

В принципе, от кого ещё ожидать подобного, как не от Ивана Ивановича Охлобыстина, человека, ответственного одновременно за «ДНБ» и «Даун Хаус», сразу два из весьма немногочисленного количества российских фильмов нулевых, прочно прописавшихся в сокровищнице народного фольклора. Хочется верить, что и «Соловья-разбойника» ждёт подобная судьба — это довольно бардачное, но дерзкое, наглое, абсурдное, хамски обаятельное, непочтительное к власти, ужасно энергичное, дико смешное и совершенно необузданное кино, которое могло быть сделано только в одном месте и в одном времени, а именно в России образца две тысячи двенадцатого года.

Да, новое российское кино регулярно обвиняли в том, что оно живописует некую абстракцию, вымышленную российскую реальность — так вот, это совершенно не случай «Соловья-разбойника» (как, кстати, и недавнего фильма «Рассказы»; приятная, чёрт возьми, тенденция). Охлобыстин лепит свою историю внезапного провинциального Робин Гуда из той же материи, в которой барахтаемся мы все — разве что, пожалуй, диалоги и шутки у него будут посмешнее, чем у нашего коллективного сценариста.

Молодой режиссер Баранов, дебютировавший в этом году довольно славными «Самоубийцами», принимает стратегически верное решение и старается по минимуму путаться под ногами у искрометного сценария Ивана Ивановича. Да, он немного заигрывается в комиксовые вставки и, заигравшись, упускает довольно фантастическую возможность одним только правильным прищуром режиссерского взгляда высветить в этой истории целый дополнительный пласт, посвященный русскому народному мифотворчеству. Но это не страшно — могучей инерции запущенной Охлобыстиным комической сценарной ракеты хватает, чтобы вывести «Соловья-разбойника» в космос чистой радости даже при не очень выразительной режиссуре, на одной только плотности отточенных реплик и правильных идей.

Если задуматься, то «Соловей-разбойник» по сути своей — такое скоморошье выступление; люди зубоскалят, скачут козликами, хохочут, машут разноцветными тряпками и задорно палят в воздух, но глаза у них при этом грустные. Они знают, что единственным адекватным ответом окончательно скатившейся в абсурд реальности может быть только ещё более отвязный и дикий абсурд, и именно его и выкатывают — но в то же время чётко понимают, что исходов у этой битвы с ветряными мельницами может быть только два — либо тихо, но с достоинством уступить, либо героически полечь с улюлюканьем на поле боя.

То есть, при всей своей лихой оголтелости и анархистской басшабашности «Соловей-разбойник» ставит острый и горький вопрос — почему, спрашивается, выбирать приходится исключительно между христианским смирением и веселой беспощадностью русского бунта, если оба этих пути одинаково не в состоянии переломить бесконечно складывающийся муторный статус кво? Ответов у фильма, конечно же, нет, но это понятно — ни у кого их нет. Но это не повод перестать такие вопросы ставить — и за смелость делать это «Соловью-разбойнику» необходимо немедленно отдать честь.

Вердикт — прекрасная зубоскальная анархистская комедия, скрывающая за своим разудалым фасадом невесёлые думы об отечестве

Рекомендуем почитать