Коллекционирование антиквариата во все времена было уделом настоящих ценителей, при этом людей небедных. Таких в Красноярске немало. Тем не менее, антиквары сетуют — интерес красноярцев к предметам старины сегодня не тот, что был еще лет 10-15 назад. В современном обществе потребления вещи стали быстро утрачивать свою ценность для людей.
Больше чем бизнес
Красноярский рынок антиквариата очень мал — в городе всего около десятка антикварных салонов и магазинов. И причина не только в том, что их товары не имеют массового спроса. Слишком уж специфичен этот бизнес, случайных людей здесь нет. Владельцы антикварных салонов, как правило, сами коллекционеры со стажем, фанаты своего дела. Как говорят они сами, торговля антиквариатом для них не просто источник дохода, а серьезное увлечение по жизни.
— Мы выполняем определенную миссию — сохраняем наследие наших предков, сохраняем вещи и предметы, которые представляют собой культурную, историческую, эстетическую ценность. Поэтому речь не идет только о материальной выгоде, лично мне моя работа приносит огромное духовное удовлетворение, позволяет самоактуализироваться. Коллекционирование антиквариата вообще нельзя рассматривать просто как бизнес. Человек, который решит этим заниматься, должен быть образованным, культурно и духовно развитым. Да это и само приходит, когда начинаешь коллекционировать предметы старины, ощущать их энергетику. Такие вещи облагораживают, — говорит руководитель компании «Грас» Галина Зубарева.
В самом деле, помимо собственно торговли, антикварные салоны занимаются еще и реставрацией старинных картин, икон, книг, мебели, предметов интерьера и т.д. То есть, дают этим вещам вторую жизнь.
Некоторые салоны предоставляют дополнительные услуги, такие, как создание интерьеров «под старину». — Даже один-два антикварных предмета могут кардинально изменить интерьер помещения, его настроение. Мы же, например, можем полностью задекорировать помещение в антикварном стиле, — говорит Зубарева.
Большинство красноярских салонов антиквариата имеют в своем ассортименте разнообразные предметы коллекционирования, но есть и узкопрофильные магазины. Одни специализируются на монетах, наградах и знаках отличия, другие на предметах интерьера, а, например, в «Грасе» особо гордятся коллекцией старинных самоваров, в которой более 1,5 тыс. экземпляров.
Раритеты попадаются крайне редко
Специфика антикварных магазинов еще и в том, что у них по определению не может быть плановых закупок. Их товар — уникальные вещи, которые, как минимум, уже не производятся, а, бывает, что и вовсе существуют в единичных экземплярах. Поэтому работа антиквара сродни кладоискательству — приходится ездить по городам и селам в надежде откопать у местного населения чудом сохранившийся раритет. Кроме того, антиквары сотрудничают между собой, обмениваются, покупают друг у друга те или иные предметы. Многое приносят сами люди по объявлениям, которые вывешивают антикварные салоны.
— У нас примерно 50 на 50 того, что нам приносят, и того, что мы отыскиваем сами. Несут сейчас в основном то, что мы называем «бытовухой»: часы, посуду, радиотехнику, монеты. Большая часть предметов — 50-60-х годов прошлого века, — говорит владелец магазина «Антиквар» Александр Ермолаев.
Как признаются антиквары, по-настоящему ценные, раритетные вещи, например, старинные иконы или царские награды приносят крайне редко. Основная часть вещей, по большому счету, не имеют, ни исторической, ни культурной, ни материальной ценности. — Скажем, сейчас нам приносят очень много монет советской эпохи. Но процентов 80 из них мы отсеиваем за неимением какой бы то ни было ценности, — отмечает директор антикварного салона «Русь» Дмитрий Фоменко.
Антиквариат как объект инвестиций
Основная часть клиентов антикварных салонов — коллекционеры. Кто-то традиционно собирает монеты, значки или марки, однако все больше становится клиентов, которые коллекционируют совершенно неожиданные вещи. — Буквально сегодня у меня были две клиентки, одна из которых собирает фигурки черепах в различном исполнении, другая — петухов. Не вообще птиц, а конкретно петухов. И таких достаточно много. Проще, наверное, сказать, чего сейчас не коллекционируют, — говорит Ермолаев.
Другая часть клиентов — любители антикварных вещей. Они покупают, например, мебель или предметы интерьера для оформления домов и квартир.
Как отмечают антиквары, и первую, и вторую категорию покупателей объединяет одно: все они люди с достатком, поскольку и коллекционирование, и просто приобретение антикварных вещей требуют серьезных затрат.
— Какой-нибудь старинный дубовый комод может стоить 300-500 тысяч рублей. Их покупают не только из-за раритетности, но и из практических соображений. Сейчас такую мебель почти не делают, а этот комод уже простоял лет сто, и еще столько же простоит. Но в Красноярске такую мебель сложно найти. Возим, как правило, из Питера, — говорит Фоменко.
В числе коллекционеров немало бизнесменов, для которых антиквариат — предмет инвестирования. — Кто-то держит деньги в банке, кто-то вкладывает в ценные бумаги, а есть те, кто приобретает антикварные вещи. Это вполне выгодно и надежно. Купил ты года три назад, скажем, золотую николаевскую десятку за 250 долларов, а сейчас она стоит уже 600. Ни один банк не даст такого процента, — поясняет Фоменко.
По словам антикваров, интерес к антикварным вещам, к коллекционированию у красноярцев сейчас есть, но еще 10-15 лет назад он был гораздо выше. Например, молодежь сейчас практически не интересуется коллекционированием чего-либо, хотя были времена, когда почти каждый собирал марки, значки и т.п. Серьезных коллекционеров подкосил экономический кризис — многие предприниматели в этот период распродали свои коллекции монет и других предметов старины.