>
>
Последняя искра жизни /La Chispa de la Vida

Последняя искра жизни /La Chispa de la Vida

24.12.2012
5

Режиссер – Алекс де ля Иглесиа

В ролях: Хосе Мота, Сальма Хайек, Мануэль Таллафе, Антонио Гарридо, Фернандо Техеро, Бланка Портийо, Каролина Бан

Продолжительность – 94 мин

Алчность СМИ, готовых ради сенсационного материала пойти на всё – не то чтобы очень свежая тема для сатиры. Но вот о ней ещё раз решил поговорить в «Последней искре жизни» Алекс де ля Иглесиа, ветеран жанрового кино Испании, человек, славящийся фильмами энергичными, остроумными и очень злыми. Именно так у него получилось и в этот раз.

В принципе, «Последняя искра жизни» не просто обращается к достаточно избитым темам – у неё есть прямой прототип, снятый ровно за 60 лет до её появления на свет. В картине великого Билли Уайлдера «Туз в рукаве» имелся примерно тот же расклад – когда несчастье человека, оказавшегося в затруднительной ситуации на грани жизни и смерти, становится поводом для разворачивания вокруг этого события гигантского медиа-цирка, в котором сама жизнь пострадавшего незаметно отходит на второй план. Только у Уайлдера эта история давалась глазами алчного журналиста в блистательном исполнении Кирка Дугласа, который и раздувал сенсацию вокруг бедолаги, оказавшегося в опасной ловушке в обвалившейся пещере.

У де ля Иглесиа же организатором всей информационной свистопляски становится сама жертва – бывший пиарщик Роберто Гомес (Мота), когда-то придумавший слоган для «Кока-колы», а теперь вот уже два года безуспешно мотающийся по собеседованиям. Волей случая он оказывается на территории недостроенного музея, где падает головой на железный штырь – и теперь врачи не понимают, как можно его оттуда снять, чтобы не задеть ничего важного, а в это время вокруг него разгорается настоящий медиа-скандал.

Да, возможно, де ля Иглесиа действительно немного подсматривал у Уайлдера на уровне возникновения центрального замысла, но во всём остальном «Последняя искра жизни» - совершенно самостоятельное и довольно блестяще исполненное кино. Пользуясь экономическим кризисом в Испании как легитимным поводом для высказывания, де ля Иглесиа рисует очень болезненный и злой портрет страны, в которой честному человеку заработать денег можно только получив железный штырь в голову. Да, это высказывание довольно прямолинейно – представители власти и владельцы крупных СМИ тут показаны бессердечными людоедами, готовыми ради рейтинга и пиара идти на любые жертвы. Рабочий класс же, наоборот, всячески сочувствует герою – вокруг несчастного Роберта сплачивается невольная команда (растерянный охранник музея, врач скорой помощи, сочувствующая тележурналистка), которая всеми силами старается его поддержать и придумать, как вызволить его из плена. И эта прямота совершенно не смущает – потому что де ля Иглесиа умеет чисто режиссерскими приёмами в один момент превратить вдруг язвительную черную комедию в настоящую высокую драму, на полном серьёзе задавая вопрос «А сколько стоит одна человеческая жизнь?» и прекрасно понимая, что в ответ можно только опускать глаза. И эти прямота и злость, это умение поставить вопрос честно, безжалостно и жестко делают «Последнюю искру жизни» чем-то большим, нежели просто очередным сатирическим выступлением на давно избитую тему. Они делают её настоящим большим кино.

Вердикт – прекрасное злое кино испанского маэстро – язвительнейшая сатирическая комедия о человеческой алчности, виртуозно вырастающая в большую драму

Рекомендуем почитать