Вроде бы не принято подводить театральные итоги в конце календарного года – да и как оценить этот огромный временной бутерброд из двух неравных половинок от двух разных сезонов, да еще и с подгорелыми (или, скорее, обмороженными) корочками непременно-премьерных новогодних спектаклей? Даже за вычетом фестивальных работ и визитов именитых гастролеров получается немало. Однако же, давайте приличия ради переберем наиболее примечательные монетки в изрядно потяжелевшей за предыдущие триста шестьдесят пять дней зрительской копилке.
«Ипотека, или Вера, мать её»
С этого симпатичного (прежде всего, своей лаконичностью и простотой) спектакля Семена Александровского о проблемах маленьких людей начался полет ТЮЗа, прочно оседлавшего символического дракона ушедшего года. Никогда еще картонные доспехи не выглядели так внушительно, а человек в синей форме и фуражке – не вызывал такого сочувствия.
«Заводной апельсин»
Самая громкая премьера весны стала, пожалуй, главным её разочарованием. Отважно вступив в схватку с прозаическим монстром, новосибирский режиссер Алексей Крикливый сложил из частей поверженного чудовища собственное – беззлобное, неуклюжее, с детской беззащитностью и очень-очень долго глядящее в зал глазами тюзовской труппы. Некоторое время спустя чудовищу подправили ребра, заново пришили селезенку, сменили несколько актеров – но ситуацию это, в целом, не спасло.
«Путешествие Алисы в Швейцарию»
Пушкинцы во главе с Олегом Рыбкиным продолжают приучать нас к современной западной драматургии. Камерное «Путешествие» в полном соответствии с духом пьесы получилось крайне немецким – холодным, элегантным, механистически выверенным и действительно умным. Вопрос о том, насколько близок этот дух русскому зрителю, пока остается открытым.
«Садко»
Горожане уже грезили о скором отпуске и тропических морях, когда в Оперном в путь-дорогу по волнам Римского-Корсакова на натуральной ладье отправили знаменитого новгородского гусляра. К сожалению, путешествие не слишком задалось – судно было на зависть, но команда подкачала, кое-где капитан не сдюжил … да и сам гусляр, говорят, отправился на корм рыбам.
«Марлен. Мой XX век»
Спектакль специально создавался под конкретную актрису, но, похоже, не тем человеком. Убийственно невзрачный текст, лишенный фабулы и драматургического конфликта, разлохмаченная режиссура, аляповатая и избыточная сценография, вот это всё не на жизнь, а на смерть противостоит прекрасному голосу Светланы Кольяновой.
«Электра»
Сергей Бобров сделал подарок своему учителю Юрию Григоровичу, а заодно и всем нам – экспрессивный, немножко безумный, вылепленный из пластического материала намеренно неровно и окрашенный в тревожные, болезненные цвета балетный спектакль, при этом весьма традиционный по своей сути. Подарок на любителя, скажу я вам – согласитесь?
«Царевич»
Это уже подарок для любителей другого рода – любителей рисовать в учебнике истории яркой жирной гуашью. Единственное достоинство этой постановки, в комментариях к рецензии на которую было сломлено больше всего (!) копий в этом году – это великолепный оркестр под управлением дирижера Валерия Шелепова, виртуозно распорядившегося австрийской позолотой Франца Легара.
«Подросток с правого берега»
На мой взгляд, лучший (пусть и не идеальный) спектакль ушедшего года, сконцентрировавший в себе практически все самое-самое, что может быть в современном театре – выдержанную режиссуру, оригинальную сценографию, кусачие, подчас до крови, смыслы и идеи – и, что еще важнее, неагрессивную театральность, как бы странно это ни звучало.
«Варвары»
Попытка поставить малоизвестного Горького вылилась в огромный, очень сложный и очень многолюдный спектакль, совершенно не громоздкий, но, как принято говорить, абсолютно безжизненный. Если пофантазировать, то смотреть «Варваров» хорошо с сигарой и бутылочкой хорошего вина посреди полнейшей безмятежности пустой банановой плантации – чтобы заметить в постановке жизнь и движение, нужно полностью отключить все возможные их признаки вокруг себя.
«Снежная королева»
В отличие от прошлой зимы, подарившей маленькой публике целую россыпь интересных новогодних сказок, на этих каникулах, пожалуй, только тюзовская премьера от Романа Феодори оказалась по-настоящему примечательной. Спектакль порадовал обилием восхитительных сценических эффектов, но разочаровал невзрачными персонажами (включая главных) вкупе с общей идейной невнятностью. По сути, идеальная вещь для коллективного просмотра шумным классом и категорически негодная – для семейного похода в театр.