Местный книжный рынок переживает кризис. Последние несколько лет продажи книг стабильно снижаются. За прошедший год в городе закрылись крупнейший книжный гипермаркет «Лас-Книгас» и популярный магазин «Русское слово». «Книжный мир» хоть и выжил, но был вынужден съехать с привычного места. Если уж такие «зубры» не выдерживают, остальным скоро и вовсе ловить будет нечего, вздыхают книготорговцы.
По словам продавцов, отчетливое падение спроса на печатную книжную продукцию началось у нас года 3-4 назад. С этого времени продажи книжных магазинов ежегодно сокращаются на 5-10%. Часть торговцев называют такое падение катастрофическим и прогнозируют в недалекой перспективе очередные банкротства и закрытия книжных магазинов.
Во всем виноват интернет
Директор «Академкниги» Наталья Шуляк полагает, что уменьшение спроса на книги связано, в первую очередь, с повальным увлечением людей интернетом. Очень многим он заменил прежние развлечения, в том числе, и чтение книг. По всей видимости, отчасти это справедливо. Все книготорговцы, опрошенные Newslab.ru, отметили резкое падение продаж именно художественной литературы и развлекательного чтива. Спрос сейчас в основном «прикладной» — на учебники, методические пособия, справочники и т.п. Самый ходовой товар — книги по юриспруденции, экономике, психологии, техническая литература. Неплохой спрос и на издания для детей.
— Художественная литература сейчас идет слабо. Худо-бедно покупают фантастику, а вот детективы явно надоели людям. Разве что женщины по инерции еще берут Донцову, но и то без прежнего энтузиазма — продажи снизились в разы по сравнению с несколькими годами ранее, — говорит директор магазина «Гулливер» Николай Кривенко.
Безусловно, часть покупателей оттянули на себя и книжные интернет-магазины. Тем более что, как правило, они предлагают более выгодную цену по сравнению с обычными магазинами — в среднем на 15-30% ниже. Однако сказать, что именно они подорвали оффлайновый рынок книготорговли, нельзя. Продавцы книг говорят, что интернет-магазины, хоть и составляют им конкуренцию, но не столь значительную, чтобы существенно повлиять на спрос в обычных магазинах. Некоторые еще и сами дополнительно торгуют через сеть.
— У нас есть собственный интернет-магазин, и я не могу сказать, что его оборот выше, чем у обычного магазина. Он привлекает людей тем, что там можно найти редкую, специализированную литературу, которую из-за малого спроса мы не держим на полках. Кроме того, через него можно заказать любое количество книг. Скажем, человеку нужно 10-15 экземпляров какого-то издания, однако в магазине такого количества может не оказаться. В интернет-магазине стоимость книг действительно ниже, причем, разница может доходить до 100 рублей. Но, повторюсь, не могу сказать, что интернет-магазин из-за этого оттягивает на себя львиную долю наших покупателей, — поясняет старший продавец магазина «Читай-город» Полина Андрианова.
Книги становятся малодоступным товаром
Рост цен на книги — еще одна причина уменьшения спроса на них. Цены стабильно поднимаются два раза в год — после Нового года, и летом, перед началом учебного сезона. Причем, поднимают их не продавцы, а издательства. Процент роста может быть разным: стандартно на 3-5%, реже — на 10%, а по отдельным видам литературы, бывает, что и на все 50%.
— Такое удорожание характерно, например, для учебной литературы. На них цены просто заоблачные. Сейчас оптовая стоимость одного учебника превышает 300 рублей. В рознице она может доходить до тысячи и выше, — говорит Николай Кривенко.
— Надо признать, что книги становятся малодоступным товаром. Уже сейчас покупатели не особо удивляются ценникам на книги в тысячу рублей, — отмечает Наталья Шуляк.
Характерно, что увеличение стоимости книг объясняется именно падением спроса на них и уменьшением тиражей.
— Тиражи изданий на сегодня составляют 3-5 тысяч экземпляров, тогда как несколько лет назад стандартным было 100-150 тысяч. Сейчас же подобными тиражами издаются только «бренды» — книги, спрос на которые ожидаем, которые целенаправленно раскручиваются, навязываются аудитории. А в целом, издательства уже не могут позволить себе такие огромные тиражи, как раньше, из-за низкого спроса на книги. Соответственно, уменьшается тираж — увеличивается себестоимость книги и цена для потребителя, — поясняет Кривенко.
Причин для паники нет
И все-таки главной причиной падения спроса на книги красноярские продавцы называют постепенное изживание культуры чтения как такового. — Можно, конечно, во всем винить интернет, который якобы отвращает людей от чтения, но главная причина в другом: люди в принципе перестают читать. Все заняты выживанием и зарабатыванием денег, на чтение просто нет времени. Хуже всего, что перестают читать дети и подростки. Родителям некогда приучать их к этому, — говорит Кривенко. Директор «Гулливера» уверен, что падение спроса на книги продолжится, что приведет к закрытию еще не одного книжного магазина в Красноярске.
Впрочем, не все книготорговцы настроены столь пессимистично. Директор магазина «Книжный мир» Галина Малютина заявила, что вообще не видит причин для паники. — Я много лет в этом бизнесе, помню времена, когда книги вообще были в дефиците. Сейчас, конечно, такого нет, но и критичного падения спроса на книги я не вижу. Во всяком случае, в нашем магазине этого не происходит. Естественно, меняются предпочтения и вкусы людей, но, чтобы в целом они стали читать меньше, я не наблюдаю, — говорит Малютина.
На защиту молодежи встала Полина Андрианова. Она заметила, что читать молодые люди меньше не стали, просто у них теперь новые «технологии» чтения. Бумажным фолиантам они предпочитают компактные электронные книги, а чтиво всегда можно найти в интернете — в огромном количестве и, что самое главное, бесплатно.
Книжные рецензии на Newslab.ru
Фоторепортаж: Место для чтения
Фоторепортаж: 60 тонн книжек