Главная
>
Статьи
>
Закрытые открытия

Закрытые открытия

28.01.2013
6

Удивительное дело — попадать на открытия выставок в музеи и галереи города по-прежнему сложно, как будто это ни больше ни меньше третьяковские галереи меняют экспозиции. Обычно существует отдельный день для официального открытия, который анонсируется (если вообще у музея есть ресурс для анонсирования). Иногда так случается, что организаторы решают не пускать случайных зрителей в этот день, оставляя за собой право требовать на входе пригласительные. Это их дело, потому что это их музеи и их картины, а зрители, случайные настолько, что скудную информацию они где-то сложно добывают, могут выходить обратно в снег, потому что у них не то, что нет пригласительных, они даже не подозревали, что пригласительные нужны. Мне доподлинно неизвестно, как много людей посещают галереи и музеи: за день, за месяц, за все время работы экспозиции. Много ли это — когда приходит в день 8 человек, или для нашего города все-таки достаточно, и важен ли каждый зритель-посетитель?

Очевидно только, что главное зло — неправильно данная информация: о степени дозволенного, о возможности открытого входа и степени закрытости сообщества. Причем нельзя быть уверенными даже в больших «монстрах» типа КМЦ, которые перестают работать по вечерам четвергов, точно так же внезапно, как летом начали. Надо ли говорить, что на сайте музея в расписании работы выходные дни вообще не указаны, между тем, конечно, в субботу и воскресенье он более чем открыт. А открытия в частных галереях — отдельный разговор, слагающийся из легенд и песен. Галерея Романовых пускает всех в первый день, это повод соприкоснуться рукавами с художниками, но там неуютно просто потому, что все, кроме тебя, «свои». Открытие галереи «Айн-Arta» проходило в своё время летом на улице — видимо, для привлечения внимания, но остановившихся прохожих не впустили смотреть картины художниц, предлагая придти на следующий день. Не знаю, может быть, эти случайные люди, остановившиеся у дверей, съедят всё с фуршетного стола или не вложат в общую копилку свою сотню за билеты, но, возможно, они вернутся в следующий раз (или купят картину), потому что им понравится.

Похоже, что музей Сурикова, не впустивший меня в четверг, когда открывалась выставка «В.И. Суриков и его учителя», просто воспитывает во мне силу воли и характер. По этому поводу у меня к вам всем остался совет: никогда не ходите на выставки в первый и последний дни. В первый вас могут не впустить, а в последний снимут перед самым носом картину. Это напоминает постапокалиптическое обрушение (самое страшное — в МВДЦ «Сибирь»): вот ты стоишь возле картины, отвернулся, повернулся вновь — ее уже относит какой-то человек в сторону. Ты ходишь мимо только что висевших, а теперь просто прислоненных боком к стене картин, как будто по развалинам замка. Организаторы надевают пуховики и недоуменно смотрят на тех, кто в два часа (а выставка до шести) доставил им неудовольствие своим приходом. Вам может показаться, что это не имеет непосредственного отношения к общению с искусством — и, тем не менее: важно здороваться правильно.

Олеся Позднякова

Рекомендуем почитать