«Счастлив, кто посетил сей мир
в его минуты роковые».
©Ф.И.Тютчев
Сподобил тут меня случай прикоснуться к местному великому. В смысле, к профессорскому собранию и премии Главы города в области науки и образования — профессорской премии. Таково её официальное наименование.
Мотивы, по которым я стал подаваться на эту премию, а равно и все приключения и перипетии, сопровождавшие подачу документов и их прохождение, утаим до времени, как какую-нибудь секретную историю переписки Даллеса с Ванькой Зямовым. Как-нибудь потом расскажу. Ничего особенного, но пара забавных моментов была.
Кроме премии и прочих приятностей в виде букета цветов, золотого значка и грамоты с настоящей подписью мэра в стеклянной рамке, сие мероприятие позволило посмотреть на то, что давно уже существует и называется «Профессорское собрание». Выдумал его, как известно, предыдущий Глава города — Пётр Иванович Пимашков. Личность, хоть и ставшая объектом городского фольклора, но в любом случае, оставившая свой очевидный след в истории города. Уж повезло ему оказаться в нужное время в нужном месте или ещё что тому способствовало — бог весть! Не об этом сейчас речь.
Так вот, одно из его изобретений — профессорское собрание. В каковое и попадают люди по выбору Главы города с подачи почти кого угодно: по правилам выдвигать кандидатов могут вузы, различные исследовательские конторы, вплоть до вполне частных, а также и общественные организации. На практике всё выглядит сильно проще: каждый год принимают 25 новых членов (вручая, соответственно, 25 букетов цветов и премий), а способ отбора этих новых членов прост и незатейлив. Называется: квотирование. На каждую контору «выписывается» какое-то количество мест. На наш институт (вычислительного моделирования СО РАН) в этом году было выделено одно место. На СФУ, как я понимаю, заметно больше; что-то в районе десятка. И, соответственно, твоя контора решает, дать тебе путёвку в жизнь или сам по ней пойдёшь...
Попервости, признаться, я слегка опечалился: ну почему профессорское собрание Главы города формируют разные конторы? В конце концов, уже действующие члены вполне могут голосовать или что-то вроде того. Но по здравому размышлению я понял, что для нашего города это вовсе не так уж и плохо. Оно, конечно, жаль, что отбор членов этого собрания происходит полностью в рамках административных механизмов, а с другой — в том формате, который в правилах заложен, победят (если им дать волю) всевозможные академии акмеологии и нанопрогресса. Просто, потому, что их много и они все страстно хотят туда попасть.
Процедура, несмотря на мои опасения, оказалась вполне мирной и даже местами трогательной. Неизбежные в такой ситуации репетиции отнюдь не были обременительными или раздражающими. В общем, всё было весьма пристойно. Ну, если забыть про особенности обслуживания во время банкета. Официанты были трогательно-советскими, что даже добавляло шарму всему этому мероприятию.
Но это всё приятные моменты бытия. Однако же не оставляет вопрос: а как можно использовать всё это профессорское собрание с толком и чувством для города? Надо признать, что в целом там всё же представлены весьма квалифицированные в своей области люди и никаких, совершенно никаких петриков там и близко не наблюдается. Слава богу. Спрашивается, отчего же этот вполне себе работоспособный ресурс, могущий решать интеллектуально ёмкие задачи и проблемы города, никак на деле не востребован? Не даёт ответа, как говаривал один классик...
А жаль! Там действительно есть чем поживиться высшему городскому руководству в части получения дельного анализа сложных проблем. Другое дело, что эту работу надо организовывать. И, что самое главное, её надо уметь организовывать. Но, положа руку на сердце, не боги ведь гончарным производством руководят. Наверняка среди этих профессорских членов есть и такие, которые вполне могут организовать процесс и управить им с должной эффективностью.
Оглядываясь назад, я догадываюсь, почему предыдущему Главе города этот ресурс не был потребен. Если кратко, он ему не был потребен ровно постольку, поскольку таким ресурсом ещё надо уметь пользоваться. Ну, грубо говоря, если ты умеешь водить автомобиль, то совершенно не факт, что сможешь водить самолёт или вертолёт. Данное обстоятельство не следует рассматривать как отрицательную оценку предыдущего Главы. Просто констатация. Но жизнь-то не стоит на месте! Я понимаю, что у нового Главы такая куча забот осталась в наследство, что вопрос об использовании всего этого профессорского батальона точно не является самым первым. Но и двадцать первым он не является: всё же его место где-то в первой пятёрке.
Эх, посмотрю-ка я в будущее с оптимизмом...
Коли зашла речь про высокие интеллектуальные возможности отдельного профессорского батальона, сформулируем несколько «городоведческих задач». Рассмотрим набор из городов, которые отличаются лишь численностью своего населения; все остальные характеристики (этнический состав населения, экономика, климат и т.п.) будем считать одинаковым — ну, на столько, насколько это можно предположить даже в теории.
- Что можно сказать об уровне тяжкой насильственной преступности в таких городах: он одинаков (из расчёта числа преступлений на 10 000 жителей) или нет? ОЯПО
- Что можно сказать о средней скорости пешеходов. Именно пешеходов, которые ходят в них по улицам: она одинаковая в этих городах или нет? Если нет, то как различается? ОЯПО
- Что можно сказать о среднедушевом доходе жителей таких городов? Он одинаков или опять-таки различается? ОЯПО
- Что можно сказать о среднедушевом потреблении электроэнергии в таких городах? Оно постоянно или нет? Ценное указание: правильно будет рассмотреть три вида потребления: совокупное, «промышленное» (кавычки означают, что банки и офисы включены в промышленность) и бытовое. ОЯПО
Михаил Садовский