Мы периодически упоминали походя об этом явлении, но теперь настала пора поговорить об этом предметно — 2012 стал годом, когда Мэттью МакКонахи официально вернулся в кино в качестве артиста мощного, яркого и непредсказуемого.
Стартовав в начале 90-х серией интересных ролей в фильмах вроде «Под кайфом и в смятении» Ричарда Линклейтера, «Время убивать» Джоэла Шумахера и «Одинокой звезды» Джона Сэйлза (и, да, третьей части «Техасской резни бензопилой», где вместе с ним снялась столь же юная Рене Зельвеггер), МакКонахи довольно быстро выбрался в актёры на главную роль. Правда, тут же и скатился в бесконечные романтические комедии типа «Свадебного переполоха», «Как потерять парня за 10 дней», «Золота дураков» и «Призраков бывших подружек», в которых от него только и требовалось, что сверкать белозубой улыбкой да в нужный момент снимать рубашку.
Впрочем, судя по эпизодическому выходу в «Солдатах неудачи», МакКонахи в какой-то момент сообразил, что дело дрянь, и пора всё менять — и так появился сначала «Линкольн для адвоката», а потом и та прекрасная пятерка фильмов, о которой мы поговорим ниже.
Киллер Джо
Пожалуй, главный аттракцион в перерождении актёра МакКонахи, добравшийся до нашего проката только сейчас, через полтора года после премьеры фильма на фестивале в Венеции (где картине Уильяма Фридкина даже вручили какой-то специальный приз). Титульный герой МакКонахи — коррумпированный техасский коп, подрабатывающий киллером по контракту. Связавшись с семьей местных реднеков, нанявших его замочить маму из-за страховки, он устраивает им весёлую жизнь после того, как выясняется, что в борьбе за заветную страховку реднеков бесстрашно облапошили. В основе фильма — пьеса довольно известного американского драматурга Трэйси Леттса. Режиссер Фридкин уже работал с ним в своём прошлом фильме «Глюки», у которого была схожая структура — час с небольшим перед нами разворачивается довольно крутое жанровое кино, а в последние пятнадцать минут кино живописно сходит с ума и устремляется в совсем уж буйные дебри. Рассказывать о таком — нельзя, смотреть — надо.
Берни
Ещё одно техасское кино — занятный эксперимент режиссера Ричарда Линклейтера, экранизировавшего статью про реально случившуюся в одном из техасских городков историю и разбавившего художественную реконструкцию событий интервью с реальными жителями городка, наблюдавшими всё в развитии. Джек Блэк играет вежливого сотрудника похоронного бюро, подружившегося со стервозной богатой вдовой (Ширли МакЛейн); у МакКонахи — второстепенная, но запоминающаяся роль местного прокурора. Главная сила «Берни» — в любопытной интонации; зависнув где-то посередине между сатирической комедией нравов с каменным лицом и полноценным южным детективом, фильм не торопится однозначно вставать на те или другие позиции. Конкретно МакКонахи явно наслаждается преувеличенно гротескной ролью — что на фоне нетипично сдержанного Блэка смотрится довольно здорово.
Газетчик
Снова юг, на этот раз Флорида (МакКонахи сам из Техаса, так что ничего удивительного, что такие истории к нему стекаются). Картина режиссера Ли Дэниэльса, до этого прославившегося надрывной картиной «Тужься!», отчаянной мелодрамой о тяжелой жизни черных подростков, выбравшейся в оскаровские фавориты. В «Газетчике» разворачивается пережаренная детективная история — МакКонахи играет репортера из Майами, который приезжает в родное захолустье разбираться в деле осужденного на смертную казнь охотника на аллигаторов (Джон Кьюсак). Главный герой, впрочем — не сам МакКонахи, а его младший брат, тот самый титульный газетчик; его играет звезда «Школьного мюзикла» Зак Эфрон. В фильме имеется масса живописных подробностей — Эфрон полфильма проводит в одних трусах, Кьюсак играет самую отвратительную роль в жизни, у Николь Кидман имеется замечательный выход в духе «умри всё живое», у героя МакКонахи тоже в запасе свой страшный секрет; до финала фильма доживут далеко не все персонажи. Но вместо того, чтобы докручивать всё имеющееся в сюжете безумие до настоящей точки кипения (как тот же Фридкин в «Киллере Джо»), режиссер Дэниэльс принимается делать умное лицо и рисовать нам чистосердечный роман о воспитании чувств — который из этого сюжета получается с большим трудом. Ну, что — зато можно посмотреть, как Николь Кидман писает на Эфрона; не каждый день, поди, такое показывают.
Супер Майк
В этой истории МакКонахи тоже немного на периферии — солирует тут Ченинг Татум (на чьем собственном опыте в качестве стриптизера и основан фильм). Но и МакКонахи в роли наставника и старшего товарища — что надо; демонстрирует отличную форму и прекрасную пластику и уверенно играет коварного искусителя с роскошной улыбкой, за которой скрываются не самые благонадёжные планы. Привычная сдержанность режиссера Стивена Содерберга, обычно не позволяющая любить его виртуозные, до мелочей выверенные фильмы, в применении к мелодраме даёт неожиданно прекрасные результаты — перед нами прекрасное, стройное, честное и живое кино.
Мад
Автор «Укрытия» Джефф Николс пробует себя в жанре магически-реалистической истории о детстве — «Мад» рассказывает о двух пацанах-приятелях, в чьём тайном убежище в лесу поселяется вдруг загадочный персонаж по имени Мад (собственно, МакКонахи). Потом Мад окажется беглым преступником, мечтающим снова вернуть свою жену (Риз Уизерспун) — и пацаны решать помочь в этом деле своему новому загадочному другу. Премьера фильма состоялась в прошлом году в Каннах (где его приняли тепло, но без особых восторгов) — осталось дождаться, когда он доберётся и до нас.
Сергей Мезенов