Главная
>
Статьи
>
Культура
>
А как пел Шаляпин?

А как пел Шаляпин?

08.02.2013
3

В Красноярском театре оперы и балета открылся международный фестиваль «Парад звезд в оперном» — открылся симпатичным гала-концертом, посвященным 140-летию со дня рождения Федора Шаляпина. Программа мероприятия была составлена из прославленных номеров знаменитого баса, в качестве приглашенных солистов отметились артисты из Сербии, Белоруссии, Узбекистана и Монголии, а за дирижерским пультом Анатолия Чепурного временами подменяла Ольга Нестерова, главный дирижер Чувашской оперы, с палочкой в руках издалека напоминавшая Минерву Макгонаналл.

Известно, что в пении Шаляпина более всего ценим не только его выдающийся голос, но и умение совместить сценическое с концертным, то есть, внести в музыкальное исполнение подлинно драматическое прочтение характера. Не в последнюю очередь благодаря этому некоторые арии получили известность среди людей, никогда оперным пением не интересовавшихся, именно в «шаляпинской версии» — например, прекраснейшая каватина Алеко или песня Варяжского гостя из «Садко» (не говоря уже о фольклорных «Вдоль по питерской» или «Эй, ухнем!»).

«Произношу фразу: „Войти аль нет?“ — тяжелой гуттаперкой валятся они у моих ног, дальше не идет. И так весь акт — скучно и тускло. ... Первая фраза „Войти аль нет?“ звучит у меня ехидно, ханжески, саркастически, зло. Это рисует царя слабыми, нехарактерными штрихами. Это только морщинки, только оттенки его лица, но не самое его лицо. Я понял, что в первой фразе царя Ивана должна вылиться вся его натура в ее главной сути. Я повторил сцену: „Войти аль нет?“ Могучим, грозным, жестко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату. И сразу все кругом задрожало и ожило».

Слушая таких непохожих солистов, с разной исполнительской техникой, различным отношением к интонированию и отличной друг от друга сценической пластикой, не избежать было сравнений с Шаляпиным, хотя они, конечно, совершенно неуместны. При этом, например, ведущий солист Сербского национального театра оперы и балета, «закаленный судьбой боец с седою бородой» Бранислав Ятич является автором объемной монографии «Шаляпин против Эйфелевой башни», которую недавно перевели на русский язык.

Сильное впечатление лично на меня произвел фактурный Олег Мельников из Национального академического Большого театра оперы и балета Белоруссии с его просторным, бархатным голосом (кроме того, надо было видеть, как он исполнял «Блоху» Мусоргского!). Публике же явно приглянулся высоченный Георгий Дмитриев, солист Ташкентского оперного театра, который насытил партии Сальери и хана Кончака пластической игрой с отчетливым комическим оттенком (если интернеты не врут, он также много выступает и в театре драматическом, что неудивительно). Неожиданно мощно и как-то трепетно даже прозвучала «Эй, ухнем!» в исполнении всех приглашенных певцов и артистов театра.

Басу особенно нельзя мельчить, он должен заполнять весь объем зала, должен перекатываться по рядам и накрывать с головой каждого присутствующего, и поэтому концерт с участием обладателей таких голосов — это, конечно, всегда большое удовольствие; вместе с тем, на фоне отличных певцов просто неплохие, увы, звучат как минимум бледно. Оставлю это пока просто ремаркой без подробностей.

Ждем «Пиковую даму» (9, 21 февраля), «Мадам Баттерфлай» (23 февраля) и сольный концерт Елены Образцовой (24 февраля).

Рекомендуем почитать