Режиссер — Джон Мур
В ролях: Брюс Уиллис, Джей Кортни, Себастьян Кох, Коул Хаузер, Юлия Снигирь, Мэри Элизабет Уинстед
Продолжительность — 97 мин
Господи, уже пятый раз — сколько мы знаем хороших пятых частей, кто-нибудь подскажет? Тем не менее, вот он, «Крепкий орешек-5», под названием «Хороший день, чтобы умереть». Действительно — самое время закрыть, наконец, лавочку, просто чтобы не мучить дальше хорошего (пока ещё) героя.
Джон МакКлейн в Москве — неплохой заход, если задуматься; только что с ним делают авторы «Хорошего дня»? Начинается всё со взрывного похищения опального олигарха прямо из зала Таганского суда; заканчивается дуэлью с вертолётом в Припяти. Спасибо, что обошлось без Pussy Riot, в общем. МакКлейн едет в Москву спасать сына, вляпавшегося в сомнительные делишки, через десять минут после прибытия ввязывается в могучую автомобильную погоню по московским пробкам и даже на бегу успевает познать, что Садовое Кольцо стоит в пробке всегда — позже это знание ему пригодится.
Из всего этого сюжетного салата мог вполне получиться приличный боевик — и постановщик Джон Мур, снявший некогда довольно неплохой фильм «В тылу врага», вроде бы старается, снимает весомо и грубо, не пренебрегает масштабными панорамами и в целом довольно убедительно держит темп. То есть, более-менее приличный боевик в «Хорошем дне», несмотря на некоторую простодушность сюжетов, всё же получается. (Впрочем, чего мы прицепились к сюжетам — в предыдущих «Орешках» террористы захватывали целый аэропорт и пытались свистнуть золотой запас Америки, тоже не самые реалистичные истории на свете). Но вот хорошего «Крепкого орешка» у режиссера Мура и сценариста Скипа Вудса не выходит ни черта.
А дело вот в чём — наворачивая бесконечное громадьё схваток, перестрелку за перестрелкой (в основном почему-то с применением огромных вертолётов), создатели «Хорошего дня» походя выкидывают в форточку всё то, что делало МакКлейна МакКлейном. Простой работяга-коп, который в первую очередь мог предъявить всем смертельным опасностям этого мира не столько свои невероятные умения и способности, сколько непоколебимое упрямство разобраться до конца, в новом выпуске МакКлейн выписан безответственным неприятным мудаком.
В первой же масштабной экшен-сцене МакКлейн орёт на ни в чём не повинного мужика, у которого он отбирает автомобиль, и ездит на огромном грузовике по крышам машин, застрявших в московских пробках. Единственная прошлая характеристика героя, пригодившаяся авторам — постоянная склонность МакКлейна к шуточкам — тоже доведена до абсурда; когда МакКлейн в четвертый раз рявкнет «Я в отпуске!», взорвав что-нибудь огромное, хочется уже не смеяться, а плакать от бессильной ярости. Это не наш герой; того человека, который хватал самодельные факелы и бежал на взлетную полосу сигналить неправильно садящемуся лайнеру, в пятом «Крепком орешке» нет и в помине.
В первом «Орешке» у МакТирнана террористы расстреливали стеклянные стены, чтобы заставить босого МакКлейна бегать по осколкам. Здесь МакКлейн сам палит в огромные потолочные светильники танцевального зала, чтобы засыпать нападающих стеклом — и в том, как история закольцовывается, видится некая нечаянная высшая правда. Из хорошего простого парня, наделённого лишь смекалкой, упрямством да чувством юмора, МакКлейн и сам стал сволочью — но не осознанно, не для демонстрации того, что весь мир сошёл с ума (или ещё чего-нибудь), а по тупому недосмотру, просто потому, что у отвечающих за него лиц не хватило ума понять, что происходит.
Говоря иначе, в новом «Крепком орешке» есть взрывающиеся транспортные средства, но нет героя. А накручивать всё это дело без героя нет ни малейшего смысла. Так что «Хороший день, чтобы умереть» — название пророческое; на наших глазах «Крепкий орешек» умер. Он был хорошим парнем, аминь. Пошли пересмотрим первые три.
Вердикт — не самый плохой анонимный боевик — но отвратительный «Крепкий орешек»
Сергей Мезенов