Международный конкурс World Press Photo всегда интересен хотя бы тем, что часто не предугадаешь, какую фотографическую картину минувшего года жюри сочтет профессионально достойной, отвечающей современным тенденциям пресс-фотографии и, конечно, актуальной.
В конкурсе World Press Photo-2013 бросаются в глаза две особенности: возвращение к не особо сильной, но шокирующей военной фотографии (кадры и серии о конфликтах в Газа и Сирии) и...драматичные, даже трагичные истории о женщинах. Об их решениях, потерях и опыте, женственности и маленьком личном счастье, об их боли и бесправии.
Среди призеров — как отдельные снимки, так и полноценные фотоистории. Так, в категории «Современные проблемы» первый приз за работу «На свалке Дандора» взял Микаха Алберта. Молодая женщина из Кении, работающая на свалке сборщицей мусора, присела отдохнуть и полистать найденную книгу — каталог промышленных запчастей. «Это дает мне возможность делать что-то еще в течение дня кроме сбора мусора», — говорит она. Эта фотография, темная по своей тональности, детализированная, трогает и удивляет. Тему мусора и сборщиков мусора раскрывали и Стэнли Грин, и Питер Хьюго, но в фотографии Алберта эта тема, вкупе с женственностью и непосредственной тягой к знанию, раскрывается тоньше.
Есть и более простые, классические, но не менее глубокие и проникновенные портреты. Кадр «Наталия» Фелипе Дана (упоминание в категории «Современные истории») — о 15-летней наркоманке из Рио-де-Жанейро. Что переживает эта девушка? За неявной эмоцией — «песня невинности и опыта», потерянного и обретенного, а, может, этот снимок о пустоте или надежде. Этот кадр четче обретает оттенки рядом с другим — портретом «Бонни» Марии Хальд (второй приз в категории «Портреты»). Бонни 38 лет, с 18-ти она работает проституткой, за плечами — полное насилия детство и тюрьма. Сегодня ее единственная цель — сделать жизнь своих детей другой. Жесткий, прямой взгляд, грубая, но все еще ощутимая женская красота, сигарета во рту и татуировки — нет, здесь ничего не осталось от наивности, но все говорит об опыте.
О проблемах проституции — но опять по большей части о женской участи — работа Паоло Патрици «Секс-работницы эмигрантки», занявшая второе место в категории «Повседневная жизнь. Истории». Молодые женщины из Нигерии приехали в Италию работать проститутками, и все, что у них есть — участок земли под открытым небом и матрац. «Это упрямые и амбициозные женщины, которые хотят избежать конфликтов, преследований, деградации окружающей среды, стихийных бедствий...» — пишет о них Патрици. Но его кадры показывают положение девушек неоднозначным: пейзажи с картонными коробками, мусором и старыми матрацами — едва ли достойное «рабочее» место, а общая светлая, даже нежная тональность снимков не вяжется с «грязным» занятием. Эти контрасты и делают серию сильной.
Фотоистория Ибрагима Нороози «Жертвы насильственной любви» (первый приз в категории «Портреты. Истории») — одна из самых шокирующий в конкурсе, и, кажется, продолжает историю кадра-победителя 2011-го года. Нороози побеждает с «иранской» историей: муж, вор и наркоман, вылил ночью на жену Сомаях Мехри, и их трехлетнюю дочь кислоту за то, что женщина думала о разводе. Сомаях Мехри потеряла зрение и нуждается в сотне операций, а ее дочь — в семидесяти, хотя и видит одним глазом. Работа Нороози — сгусток ужаса, эта серия, которую смотреть тяжело, но не смотреть, кажется, нельзя. Потому здесь в ней об актуальном сегодня — насилии в семье.
Проблемная, но и добрая, даже позитивная «женская» серия — Яна Грарупа «Я просто хочу бросать мяч в кольцо» — о сомалийских женщинах, которые могут спокойно играть в баскетбол на специально отведенной площадке, не боясь угроз со стороны радикальных исламистов и собственных мужей. Здесь тоже о бесправии женщин, но больше — о простой радости спорта, общения и, конечно, о свободе.
О любви — «Мирелла» Фаусто Подавини (первый приз «Повседневная жизнь. Истории»). Это фотоэссе о пожилой женщине, ухаживающей за мужем с болезнью Альцгеймера. Любовь как терпение, как помощь, как опыт преодоления смерти — об этом и «Мирелла» Подавини, и прошлогодний победитель WPP — «Никогда не дам тебе уйти», Алехандро Кирчука, и даже фильм Михаэля Ханеке «Любовь».
Анна Груздева