Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Кто ответит за безопасность лифтов

Кто ответит за безопасность лифтов

20.03.2013
2

Лифтовое хозяйство — одно из самых проблемных мест и без того многострадальной отрасли ЖКХ. Каждый год лифты ремонтируют, модернизируют, меняют, тратя на это миллиарды рублей, а лифтовое хозяйство, как было, так и остается «изношенным и требующим модернизации». Почему так происходит, пытались разобраться участники расширенного совещания членов «Национального лифтового союза», прошедшего 18 марта в Красноярске.

Расширенное совещание членов «Национального лифтового союза», 18 марта 2013 года, КрасноярскКак уже писал Newslab.ru, лифтовое хозяйство Красноярска сильно изношено и требует масштабной модернизации и капитального ремонта.

— За последние пять лет в городском жилфонде было заменено 722 лифта, на что из бюджета израсходовано 1,2 млрд руб. Однако, как заметила начальник отдела реформирования жилищно-коммунального хозяйства краевого министерства энергетики и ЖКХ Екатерина Терещенко, эти меры помогли лишь притормозить скорость износа лифтового хозяйства.

На сегодня в Красноярском крае нуждаются в замене около 1900 лифтов, без учёта Норильского промышленного района. Из них, в Красноярске 1 350 отработали свыше 25 лет, и, по большому счету, их срочно необходимо выводить из эксплуатации. Между тем, замена, модернизация и капитальный ремонт лифтового хозяйства требуют огромных денег (замена только одного лифта стоит 1,7 млн руб.), которых нет, ни у собственников жилья, ни у города, ни у федерации.

На карту поставлена безопасность

Неблагополучная ситуация в лифтовом хозяйстве Красноярска обсуждается уже не первый год, однако, как говорится, воз и ныне там. Участники совещания отмечали, что существующие проблемы решаются очень медленно, а с каждым годом к ним прибавляются новые.

Так, на сегодня вновь вводимые в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых установлены лифты, не регистрируются в реестре опасных производственных объектов. А зарегистрированные — выводятся из этого реестра в установленном порядке. Как следствие — снижается уровень контроля за лифтами со стороны Ростехнадзора. Ответственность за безопасное состояние лифтов по-прежнему лежит на собственниках или владельцах лифтов, в основном жилищно-коммунальных организациях.

Однако профессиональные лифтовики бьют тревогу и говорят, что отсутствие надлежащего уровня контроля со стороны Ростехнадзора чревато опасными последствиями и безопасность лифтов может сильно пострадать. В связи с этим, профессиональные организации лифтовиков выступают за то, чтобы государство не выпускало ситуацию из рук.

Расширенное совещание членов «Национального лифтового союза», 18 марта 2013 года, Красноярск— Сейчас готовится правительственное постановление по надзору за лифтами. Мы считаем, что на стадиях изготовления и монтажа лифтового оборудования соответствие работ действующим стандартам должен контролировать Росстандарт, а эксплуатация лифтов — быть в ведении Ростехнадзора. Государственный контроль необходим в нашей отрасли, — заявил вице-президент «Национального лифтового союза» («НЛС») Виктор Тишин.

Осложняется ситуация тем, что во вступившем в силу с 15 февраля 2013 года Техническом регламентом «Безопасность лифтов» Таможенного союза ТР ТС 011/2011 отсутствует термин «специализированная лифтовая организация», и в действующем российском законодательстве этот статус ещё не закреплён. Поэтому, на сегодняшний день, возник определённый правовой вакуум в этом вопросе, и получается, что обслуживанием лифтов сейчас может заниматься фактически любой желающий.

— Такая ситуация опасна, поскольку на карту поставлена безопасность наших граждан, собственников жилья, — заметил директор ООО «Сиб-Техсервис», член комитета регионального развития ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» Сергей Сергиенко.

Наконец, как всегда остро стоят финансовые вопросы. Как уже было отмечено, на обеспечение безопасности лифтов требуются большие затраты по замене, капитальному ремонту и модернизации лифтов. Между тем, в законодательстве до сих пор не прописаны механизмы участия в вопросах капитального ремонта жилых домов банков и других инвестиционных организаций.

СРО могут нести дополнительную ответственность

— В лифтовом хозяйстве на сегодня существуют условно следующие группы проблем: первые связаны с участием государства и собственников жилья, лифтов или их уполномоченных представителей в решении проблемы старения лифтового парка, в том числе и по вопросу установления статуса «специализированная лифтовая организация», вторые касаются взаимоотношений лифтовых организаций между собой и заказчиками лифтовых услуг, и третьи — это организация, планирование и осуществление деятельности лифтового предприятия в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов. В целом, эти проблемы связаны между собой и, как правило, решение по какой-либо одной из проблем, способствует решению другой.

Очевидно, что как и во многих других отраслях, в секторе лифтового хозяйства государство сегодня стремится оптимизировать или сократить свои контрольные функции и расходы, и фактически не предлагает ничего взамен. Саморегулируемые организации, входящие в НЛС, определяют единую техническую политику в лифтовом хозяйстве, правила предпринимательской деятельности, а также выдвигают и обсуждают предложения по улучшению действующих нормативных стандартов и проектов законодательных документов в области профессиональной деятельности, «обросли» рядом правил, положений, стандартов саморегулируемых организаций, прошедших экспертизу, но, к сожалению, не имеющих «внешнюю» силу, и т.д.

— Учитывая, что законодательство направлено на постепенное снижение государственного надзора в области безопасной эксплуатации лифтов, часть ответственности в этой области, наверное, необходимо возложить на саморегулируемые некоммерческие объединения профессионалов. Это будет следующим шагом усиления саморегулирования, — подытожил Сергей Сергиенко.

Рекомендуем почитать