Главная
>
Статьи
>
Культура
>
ЕлиКука: «Важно не относиться к нам с ненавистью»

ЕлиКука: «Важно не относиться к нам с ненавистью»

05.04.2013
1

В Красноярском музейном центре открылась необычная выставка «Пропаганда фотографирования» московского арт-дуэта «ЕлиКука» (названного по первым слогам фамилий участников — Олега Елисеева и Жени Куковерова). Вместо пассивного разглядывания чего-нибудь в музейных залах художники предлагают зрителям «встроиться» в весёлые арт-объекты и сфотографироваться с ними. Корреспондент Newslab.ru поговорил с участниками дуэта Олегом и Женей о пропаганде, фотографировании и современном искусстве в России.

Что вы можете рассказать о «Пропаганде фотографирования» человеку, который не привык, что выставка может быть интерактивной?

Олег Елисеев и Женя КуковеровЖеня: Ну, кто не привык, тот пусть привыкает (смеются).

Олег: Изначально мы отталкивались от того, что в музеях на зрителей чаще всего цыкают — там сидят какие-нибудь смотрительницы и говорят: «Ведите себя тише, вот к этому не подходите, до этого не дотрагивайтесь». В такой ситуации любой зритель чувствует себя несколько дискомфортно: с одной стороны на него давит искусство, с другой — смотрители, так что человек становится каким-то очень маленьким существом по сравнению с музеем. А мы решили перевернуть ситуацию.

Женя: Почему, например, многие дети не любят ходить по музеям? Потому что там ничего нельзя, всё вокруг на тебя давит. Одно из музейных ограничений как раз — запрет на фотографирование: нельзя ничего снимать или требуется отдельно заплатить за такую возможность. А у нас фотографировать не только можно, но даже обязательно. Не надо шифроваться и снимать на телефон из-под мышки.

Олег: Искусству от этого только лучше становится. Ещё, придумывая выставку, мы поняли, что сегодня все вокруг стали фотографами: почти у каждого теперь есть фотоаппарат — цифровой или на мобильном телефоне...

Женя: Мало этого, у всех появились свои галереи и свои зрители — в интернете и различных социальных сетях...

Олег: И там ты натыкаешься на гигантский пласт фотографий — в основном это фотографии человека на фоне элитной машины, на отдыхе, на фоне гигантского памятника — вообще, в принципе, чего-нибудь большого. Мы проанализировали эти фотографии и имиджи, часто встречающиеся в сетевом пространстве, и попытались про них как-то пошутить чуть-чуть.

Ваша ироничность кажется слегка неожиданной — ведь искусство часто воспринимается как вещь слишком серьёзная, непонятная и даже скучная. Почему вы такие?

Олег: Ну, видимо, как раз потому, что скучного искусства очень много, а весёлого — гораздо меньше. При этом я бы не сказал, что если ты пользуешься как-то иронией, то от этого искусство становится несерьёзным, незначимым или неинтересным.

Женя: Кстати, иногда иронию можно просто не заметить — кажется, что работы скучные, хотя они на самом деле очень классные и смешные. Это вопрос того, кто как считывает — может быть, кому-то покажется, что у нас здесь какая-то скукотень...

Олег: И кто-то тоже ничего не поймёт (смеются). Но реально весёлых оторванных выставок у нас пока действительно мало. Вообще, по-моему, в том, чтобы быть ироничными, есть некий вызов: все привыкли, что произведение искусства — это монументальный труд, над которым художник всю жизнь думает — сидит, хмурый и насупленный, плачет и рычит по ночам. А тут, мне кажется, получается такой живой процесс, человеческий. Мы реально работаем со зрителями, на наших выставках посетители становятся немного соавторами. А на этой они и вовсе авторами станут, когда будут делать свои фотографии.

Женя: Вообще надо быть человечнее.

На предыдущей своей выставке, «Тренажеры миропорядка», вы тоже подключали зрителей к происходящему — они могли двигать картины и арт-объекты, потянув за веревочку. Эту выставку вы уже делали несколько раз — почему в Красноярске вы предпочли веревочкам фотографирование?

Подготовка к открытию выставкиЖеня: Ну, нам уже надоело везде вешать веревочки, мы решили вот сделать выставку с фотографированием. Но в принципе мы к веревочкам очень хорошо относимся.

Олег: Да, этим можно продолжать заниматься где-нибудь ещё — но, допустим, опять делать такую же выставку в Москве мы уже не хотим. Знаете, очень часто встречаются такие художники, которые систематически делают одно и то же. В этом есть, наверное, некоторая сила: допустим, человек гвозди забивает, и на каждой выставке делает это немного по-разному — то крестиком их загнет, то линию прямую сделает. Если кому-то так нравится — это хорошо, но нам так скучно.

Эта выставка у нас практически премьерная, мы так раньше не делали. Может, после неё все переключатся с веревочек на фотографирование, а может, скажут: «Вот говно, лучше бы веревочки повесили».

Вам вообще интересно было бы выставиться ещё где-нибудь в России?

Олег: Конечно, иначе бы мы сюда не приехали. Мы ведь в России практически нигде не работали, кроме Москвы — один раз только в Петербурге были — а мне кажется, что путешествовать важно: не все же должно концентрироваться в одном месте. Здесь, например, музей очень хороший, сумасшедший — этот безумный модернизм... Но зовут нас пока что не везде, и не везде есть такие центры если не силы, то хотя бы просто движения. Мало где что-то происходит вне больших городов — например, Красноярска, Новосибирска, Перми, потому что там Гельман... В других местах если что-то и случается, то чаще всего благодаря низовой инициативе.

Наверное, без таких инициатив сегодня нельзя — многие современные художники сейчас жалуются на то, что их недостаточно поддерживают, что их искусство мало востребовано...

Олег: Ну отчасти, наверное, так и есть — не то чтобы это искусство совсем ненужное, но, по крайней мере, до 2000-х годов этим всем занимались какие-то маленькие группы художников, которые интересовались современной культурой. Большинство же либо не знало о ней, либо узнавало откуда-то из официальных СМИ, где современное искусство, как и в советское время, обругивалось — а люди эти мнения перенимали. Какие-то места вроде «Гаража» и «Винзавода» в Москве появились не так уж давно, но туда все-таки в основном ходят развлекаться. То есть мы как-то двигаемся в сторону популяризации современного искусства, но, по большому счету, здесь ещё много работы. На мой взгляд, всего должно быть гораздо больше — больше современных художников, больше музеев, пространств, в которых занимаются современной музыкой. Конечно, по сравнению с тем, что было раньше, стало лучше — но мне мало. Мне не хватает.

Женя: С другой стороны, сейчас интернеты повсюду, вай-фаи — можно залипнуть туда...

Олег: Но, помимо интернетов, всё равно должны быть какие-то образовательные программы, места, где происходят выставки, концерты, куда привозят не только музыкантов и художников, за чей приезд можно отбить деньги, но и не очень известных, но хороших людей, занимающихся современной культурой. И отчасти этим должно заниматься как раз заниматься министерство культуры. Понятно, что люди сами по себе тоже пытаются что-то делать, но ресурсы здесь несоизмеримы.

Но у вас, кажется, дела идут неплохо — несколько персональных выставок за последние пару лет...

Олег: Мы не считали. Мы вообще когда-то хотели в галерее «Regina» каждый день открывать новую персональную выставку — тогда у нас в портфолио было бы написано: «40 персональных выставок в две тысячи таком-то году (смеются). Такая шутка по поводу того, что очень часто все смотрят на количество персональных выставок. Получается такой соревновательный процесс, когда работоспособность художника оценивается не по работам, а по количеству персональных выставок...

Женя: Или по тому, в клёвом или не клёвом месте эти выставки проходят. Все эти стереотипы даже как-то вызвали у нас желание наврать о себе в анкетах, когда мы будем куда-то отправляться.

Олег: Это был проект для иностранных арт-резиденций — мы хотели написать в своих заявках что-то такое, чтобы сидящие там люди приняли нас за каких-то странных парней: что можно нам перевести деньги наличным путём, потому что нас брат может довести до Кишинёва на машине, а дальше мы можем на поезде, да ещё и сэкономить...

Женя: Жаловаться, что у нас больная мама, дети больные — в общем, писать какие-то такие вещи, чтобы было понятно, что мы — художники-аферисты, или, проще говоря, жулики (смеются)...

Слушайте, я ещё важную вещь про выставку забыл сказать. Она же с одиночеством борется — потому что одному очень сложно прийти и самого себя снять. Нужно либо приходить бандой в два человека или больше — можно ведь делать коллективные фотографии — или не стесняться обращаться друг к другу за помощью. Если уж кто пришёл один, то пусть просит соседа помочь ему стать соавтором и частью произведения искусства. Это нелёгкая задача, но надо, нужно быть дружными и не стесняться коммуницировать. То есть застенчивыми быть можно — но при этом смелыми.

Может быть, вы хотите сказать ещё что-то важное?

Олег: Вроде бы нет... Хотя, пожалуй, вот: важно не относиться к нам с ненавистью (смеются).

Выставка «Пропаганда фотографирования» продлится в КМЦ до 31 мая.

Александра Воробьева, интернет-газета Newslab.ru
Фото Юлии Кукарских

Фото-кафе

Арт-салон

Рекомендуем почитать