Главная
>
Статьи
>
Внутри себя я танцую...

Внутри себя я танцую...

05.04.2013
1

Уже пятый год второе апреля помечается в мировом календаре как «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма». В то время как на Западе с этой проблемой давно уже работают, в России она только начинает обсуждаться. Спешу поделиться с вами визуальной информацией об аутизме — психологичной и грустной фотосерией Тимоти Арчибальда «Эхолилия».

Соседи, друзья и учителя намекали — кто-то тактично, кто-то в более жесткой форме, — что с первенцем Тимоти Арчибальда что-то не то. Маленький Элайджа часами мог созерцать некоторые объекты: двери, шланги от пылесоса, механические приводы. Он подолгу копировал многие звуки, наизусть выучил график движения скоростных электропоездов и закатывал время от времени феноменальные истерики. Напряжение в доме, связанное с этим, было невыносимым. За ребенком необходимо было пристально следить. И в то время Тимоти постоянно задавался вопросом: что такое с его сыном? Болен ли он психически, нужно ли ему проходить курс лечения? Слово «аутизм» тогда еще не произносилось в семье.

Арчибальд начал свой проект «Эхолилия» (название составлено из двух слов — медицинского термина «эхолалия», означающего автоматическое повторение слов и звуков, и цветка лилия), будучи в состоянии разочарования и бессилия. Он решил посмотреть на своего сына в буквальном смысле — через объектив камеры. Сначала его фотосессии с Элайджей длились не более 5-10 минут, но со временем мальчик стал проявлять к съемкам неподдельный интерес, и так они стали растягиваться уже на три четверти часа. Ребенок живо включился в проект не только как его объект, но также как участник и даже режиссер, которому принадлежали идеи некоторых портретов.

«Эхолилия» — это и очень точная и тонкая метафора аутизма, и реальный шаг одной семьи, чтобы его осознать, принять и не дать развиться в негативную сторону. Портреты Элайджи спокойно, но прямо говорят о его инаковости, замкнутости, погруженности в свой, непонятный другим, детский мир. Отсюда надетый на голову пакет, ведро или приспущенный капюшон, отсюда многочисленные барьеры, которые показывают дистанцию и между отцом и сыном, и между Элайджей и зрителем: прозрачный шар или странная маска из бумаги. Эта серия Арчибальда — шаг к тому, чтобы отец принял сына с его болезненной отстраненностью и аутичностью, а мы приняли тот факт, что среди нас есть особенные люди.

Анна Груздева

Рекомендуем почитать