Портал OperaNews.Ru недавно опубликовал небольшое, но очень любопытное исследование того, какие национальные школы, авторы и произведения сейчас наиболее востребованы в мире. Авторы использовали данные пяти последних театральных сезонов, начиная с 2007 года — за это время хотя бы один раз было поставлено 2 588 различных оперных спектаклей. Обязательно почитайте, там немало занимательной информации; например, в сотню самых популярных опер попали только семь русских, а рейтинг ныне здравствующих композиторов возглавил американский минималист Филипп Гласс.
На вершине списка самых исполняемых произведений красуется «Травиата» Джузеппе Верди — 629 постановок за пять лет! Результат, конечно, неудивительный, но все равно захватывающий дух; и — дающий специальный повод немного поговорить об этой замечательной вещи великого итальянца.
Итак, премьера оперы состоялась в марте 1883 года, на сцене венецианского «Ла Фениче», спустя всего семь недель после выхода в свет блистательного «Трубадура». В основе либретто — знаменитый уже тогда роман Дюма-младшего «Дама с камелиями» о юной, смертельно больной парижской куртизанке и о её трагической любви к молодому провинциалу. «Современный сюжет. Другой, возможно, не взялся бы за него из-за костюмов, эпохи и из-за тысячи других глупых мелочей... Я же делаю это весьма охотно», — упрямо заявлял композитор в пору работы над музыкой. Однако, если произведение француза с боями продиралось сквозь цензуру того времени, то произведению итальянца было суждено расшибить лоб о недоверие публики, несколько смущенной бытовым сюжетом этой лирической драмы, отсутствием историко-эпического антуража и подбором исполнителей; всем известно, что первый показ «Травиаты» окончился оглушительным провалом.
Композитор неудачу воспринял стоически (впрочем, отметив это событие посадкой плакучей ивы в саду своего имения «Сант-Агата»). «Травиата» вчера потерпела фиаско. Не будем ломать голову над причинами: кто виноват — я или певцы?.. Время покажет«, — писал он другу, и как в воду глядел — год спустя слегка «состаренная» опера, действие которой в угоду зрителям перенесли на сто лет назад, была принята благодушно, что стало первым отблеском её грядущей славы. Существует легенда, что популярность «Травиаты» впоследствии оказалась столь велика, что Верди, который сам очень любил это свое произведение, однажды был вынужден скупить все шарманки у музыкантов одного курортного городка, чтобы не слышать набивших оскомину мелодий.
«Травиата» общепризнанна музыкальным шедевром, однако куда ценнее то, что великолепие её мелодических решений становится очевидно даже человеку, весьма далекому от оперной классики. Несмотря на три акта, опера очень лаконична как по сути, так и в музыкальном плане. «Надо избежать некоторых длиннот, от которых публика может уснуть. Особенно в финале — тот должен быть стремительным, если хочешь добиться эффекта», — указывал сам композитор. Незамысловатость интриги, в свою очередь, позволяет обратить все внимание на лирические характеристики произведения, на ритмы, темы и оркестровые партии, наконец, на пронзительные, пылкие, исчерпывающие музыкальные диалоги. Безусловный центр драматического притяжения — образ главной героини; как справедливо указывает биограф композитора Дж. Тароцци, никогда прежде в истории оперы ни один персонаж не занимал столько места и не имел такого значения. Вся «Травиата» посвящена Виолетте и трем её воплощениям — легкомысленная красавица, страстная любовница, самопожертвенная возлюбленная; этот трагический образ исследователи связывают с первой женой Верди, объясняя этим ту интимную чувственность, ту страсть, то бурное отчаяние, которыми пропитано произведение.
Я, честно говоря, затрудняюсь с тем, чтобы напоследок порекомендовать что-то из той безумной россыпи «Травиат», которые знает мировая сцена. Поэтому пусть будет исключительная вкусовщина — ария Виолетты «Sempre libera» в исполнении очаровательной Анны Нетребко.
Евгений Мельников