В Красноярском крае министры начали отчитываться перед народными избранниками с трибуны Законодательного собрания. И если раньше доклады касались только конкретных вопросов, то теперь министры должны публично рассказать, как в целом идут дела в их ведомстве. Сегодня экзамены сдавали министр энергетики и ЖКХ Андрей Резников и глава социального ведомства Галина Пашинова. Если первый испытание выдержал и оценку получил «отлично», то вот Пашинова, что называется, «поплыла». Но «троечку» все равно заслужила. Или даже «четверку с минусом».
Министр раз
Это, конечно, прибавило Андрею Резникову головной боли — к непростой теме жилищно-коммунального хозяйства в результате реформирования добавили еще и энергетику. Сегодня чиновник отчитывался по обоим направлениям. Причем открыто признавал и свои ошибки, и ошибки системы в общем.
— Жилищный кодекс провозгласил, что управляющие компании менять можно, но на практике это слабо реализуется, — рассказал министр. — Необходимо четко расписать механизм и регламент устранения управляющих компаний в случае некачественного оказания услуг. И второй момент — необходимо принять методику определения цены, формирования стоимости услуг в жилищном фонде. Потому что сегодня стоимость формируется на основании якобы рыночной стоимости, которой не существует.
Министр, который признает отсутствие рынка в своей вотчине, безусловно — либо самоубийца, либо герой. Он же выступил с субъективным мнением об обязательной газификации Красноярского края, чем, наверняка, «подзудил» противников такого долгожданного прогресса.
В череде вопросов от депутатов выделился Владислав Зырянов, который вернулся к почти обанкротившемуся минусинскому «Электрокомплексу». Он предварил свой вопрос информацией, что в свое время Минусинск планировали переименовать в Электроград.
— Вы знали об этом? — спросил министра депутат.
— Нет, — ответил министр.
— Ну, вы догадываетесь, о чем я хочу спросить? — продолжил интриговать Зырянов.
— Нет, — ответил министр. — Сформулируйте, пожалуйста.
Собственно, все общение по этому вопросу свелось к тому, что ситуацию вокруг некогда градообразующего предприятия решили рассмотреть отдельно. Но Зырянов не успокоился. Он сделал ремарку о том, что если краевые энергетики на продукцию минусинской компании и ухом не ведут, то вот московский метрополитен считает её чуть ли ни лучшей в мире.
— Кстати говоря — такого рода темы возникают, увы, не на голом месте. Я помню по некоторым заводам, где чисто субъективные решения принимались не по тому, чья продукция лучше, а кто больше откатит. И это действительно так, — непререкаемо и традиционно подвел итог дискуссии председатель Заксобрания Александр Усс. Однако тут же осекся. Видимо, поняв, что сболтнул лишнего. — Не хочу сказать, что здесь мы имеем дело именно с такого рода фактом. Но предметно анализировать мы должны.
Далее Резникова все больше хвалили. Но дифирамбы не пели, а лишь говорили, что на таком тяжелом фронте работ, как система ЖКХ и энергетики министр смотрится молодцом.
Министр два
Молодцом смотрелась и министр социальной политики Галина Пашинова, когда докладывала о положении дел. О более 50 процентах населения края, получающих соцподдержку в разных ее проявлениях и суммах. О том, что популярна стала помощь онлайн в виде консультаций. Что «корпоративный» журнал министерства соцполитики — образец журналистского мастерства. Но вот речь дошла до вопросов и тут глава ведомства запуталась. Сначала с ней вежливо поспорил Александр Усс, как бы между делом выразив поддержку Марине Добровольской с ее инициативой о сокращении получателей компенсаций за отсутствие места в детском саду. Он же сделал акцент на том, что массовая и тотальная социальная поддержка больших плодов не приносит.
— Еще три года назад было осознано, что система, когда более 50 процентов населения края получает те или иные меры социальной поддержки, неправильна. Мы можем сколько угодно этим гордиться. Мы выплачиваем какие-то субсидии в полторы тысячи рублей, которые ничего не решают. Которые унижают людей. И делаем вид, что что-то делаем. А по существу нет, — упорствовал Усс.
— Александр Викторович, мы живем и работаем в тех условиях, в которых мы живем. Если для вас полторы тысячи ничего не значат — это может быть. Но для пенсионера эта мера имеет принципиально важное значение. Здесь я не могу с вами согласиться, — ответила Пашинова.
И в принципе они оба правы. Только когда речь зашла о тратах бюджета на содержание самого министерства, Пашинова сильно занервничала. Депутаты поинтересовались, почему количество получателей субсидий за последние пять лет увеличилось на 24 %, «а объем расходов краевого бюджета на содержание органов соцзащиты вырос более чем в два раза»?
— Вы где взяли такие цифры? Они не соответствуют действительности! О чем вы говорите? — выпалила Пашинова и рассказала, что расходы на содержание министерства — 1 млрд 200 млн руб. Но зарплаты в отрасли — «меньше, чем заработная плата бюджетников — врачей и учителей. Она неконкурентоспособна».
Пашинова продолжила сопротивляться даже тогда, когда глава Счетной палаты Татьяна Давыденко подтвердила депутатские выкладки — цифры взялись после проверки контролирующим органом социального ведомства.
— Мы эти цифры не подтверждаем, — заявила министр. А после на вопрос Алексея Клешко о зряшной трате денег на журнал про социальную политику, Пашинова, которая пять минут назад защищала полуторатысячные субсидии, брякнула: «300 тысяч запланировано всего на выпуск этого журнала. Мы этим журналом очень гордимся».
И действительно, в миллиардной сумме 300 тысяч — совсем пустяки.
Фото Андрея Бурмистрова, Заксобрание края