Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Дневников больше не жечь

Дневников больше не жечь

09.07.2013
17

Стародавняя традиция вместе с последним уроком в учебном году сжигать школьный дневник может окончательно уйти в прошлое. С 1 января 2014 года во всех российских школах оценки должны проставляться в специальную программу, через которую посредством интернета пятерки и двойки будут доставляться родителям на мобильный телефон. Впрочем, за полгода до введения новой системы и чиновники от образования, и родители, и учителя, и сами программисты в успех проекта не верят.

Директивы начальства

«В соответствии с действующим законодательством полный перевод данной государственной услуги в электронный вид должен завершиться к 01.01.2014 года», ответили на запрос интернет-газеты Newslab.ru в министерстве образования и науки Красноярского края. Все это делается, внимание, «во исполнение решения Президиума Совета при президенте Российской Федерации по развитию информационного общества».

Однако после общения с участниками «исполнения решения» становится понятно — ни о каком соблюдении сроков речи вести нельзя. Тем более еще в 2010 году в качестве окончательного назывался 2012 год.

— По данным проведенного министерством образования и науки Красноярского края мониторинга по состоянию на 1 апреля 2013 года, 311 общеобразовательных учреждений региона внедрили ведение услуг «электронный дневник» и «электронный журнал». Это составляет 30 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений на территории Красноярского края, — озвучил промежуточные успехи Андрей Морозов, главный специалист отдела общего и дошкольного образования, воспитания министерства образования и науки Красноярского края.

По словам Морозова, «на модификацию существующей системы, а также интеграцию информационной инфраструктуры образовательных учреждений с аппаратно-программными компонентами, входящими в состав информационных систем «Электронный дневник» и «Карта школьника», было предусмотрено соответствующее финансирование, проведены необходимые конкурсные процедуры, разработана краевая информационная система «Электронный дневник/Электронный журнал».

На август 2013 года чиновники запланировали начало апробации введения электронных дневников и электронных журналов на основе краевой информационной системы в ряде образовательных учреждений края. Массовый перевод школ должен будет начаться в октябре 2013 года и завершиться до начала января 2014 года.

Из информационной справки министерства следует, что в электронный вид переведут:

  1. сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
  2. результаты промежуточной аттестации обучающегося;
  3. результаты итоговой аттестации обучающегося;
  4. сведения о посещаемости уроков (занятий);
  5. расписание уроков (занятий);
  6. сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
  7. содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

При всех достижениях Морозов полностью уверен: «В ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель. Поэтому на сегодняшнем этапе параллельное ведение бумажного и электронного варианта классного журнала — один из главных минусов, но пока необходимость».

Рынок

— Сейчас в Красноярске примерно шесть-восемь компаний, которые занимаются предоставлением подобной услуги для школ. Еще идет деление рынка, так что конкуренции нет как таковой, если рассматривать вопрос с точки зрения экономики, — говорит Артем Никулин, представитель портала all-school.net. — Услуги — условно бесплатные, однако если родители хотят, то могут заплатить за отдельные услуги и удобства. В частности, за получение информации посредством смс.

Сейчас в фирме Никулина работает три человека. По его словам, они могут обслуживать до 100 школ одновременно. Существующие сейчас на рынке красноярские компании отличаются набором услуг. «Кто круче и актуальнее придумает услуги, тот и зарабатывает», — рассказывает Никулин. Среди возможностей сервиса — рассылка с помощью смс оценок и отчетов родителям. Также это замечания и просьбы учителей, объявления. За рассылку сообщений платят родители. Примерная стоимость — 100 рублей в месяц.

Никулин говорит — школы внедрять систему не хотят категорически. Самая главная причина — дополнительная нагрузка по заполнению электронного журнала. Трату времени учителям никто не компенсирует. Еще одна трудность — необеспеченность школ оборудованием. Навыки компьютерной грамотности учителей также оставляют желать лучшего.

— Представьте физрука или трудовика, которые за компьютером ведут электронный журнал! — ухмыляется Никулин. Такие учителя просят знающих коллег сходить в учительскую или компьютерный класс и ввести оценки. Учителя о безопасности вообще ничего не знают, соответственно, дети пароль учителя узнают на следующий день. Необходимо либо повышать компьютерную грамотность сотрудников, либо к базе данных должен иметь доступ определенный круг людей. Не готовы у нас еще ни школы, ни учителя к инновациям такого уровня.

В идеале нужен один человек, который и будет все оценки вводить, и только он будет знать пароль. Однако, опять же, этому человеку необходимо платить деньги, потому что проставить оценки всех учеников за день — дело хлопотное. А если сюда прибавить те услуги, которые прописаны в директивах министерства образования — сколько это займет времени?

Третья проблема — зависимость электронного журнала и дневника от интернета.

— Без интернета — нет оценок, — сетует собеседник. — Чтобы работать с перебоями интернета, нужно в школе «подымать сервак» и локальную сеть. А это тоже требует немало средств. Тем более, если посчитать расходы на все школы.

Один из способов решения последней трудности — сканирование бумажной версии журнала. Такую технологию в Красноярске предлагает одна компания. В этом случае на компьютере необходима специальная программа и сканер.

— Сканируешь все бумажки за день, программа их распознает и заносит в базу данных. Этот процесс занимает для всей школы где-то два часа, плюс постоянно возникают ошибки распознавания, что влечет несвоевременное выставление оценок и потерю многих данных, — говорит эксперт.

Опыт

Директор красноярской школы № 10 Татьяна Казанова рассказала, что в ее учреждении электронная система реализуется в тестовом режиме.

— Мы выбрали пилотные классы — 15 классов, по несколько из каждой параллели. Полгода программа уже работает. Учителя занимаются по желанию и те, кто более продвинут, — делится Казанова. — Среди минусов — не все педагоги легко меняют стереотипы и готовы этим заниматься, тратить время. А оплачивать эту переработку мы не можем.

Кроме того, по словам директора, не все родители заглядывают в электронный дневник ученика на сайте. А на смс-рассылку не соглашаются.

— Система запараллелена: ведется и электронный и бумажный дневник, — заключает Казанова. — А вообще опыт положительный.

Рекомендуем почитать