Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Малая авиация как пирог

Малая авиация как пирог

11.07.2013
21

Малая авиация для Красноярского края — отрасль особая. От севера региона до его южных окраин — более двух тысяч километров. И не всегда эти километры можно преодолеть с помощью наземного транспорта. Это понимают все, и, главным образом, краевые власти. Но пока развитие отрасли силами чиновников похоже на броуновское движение. Меж тем авиация в регионе начала расти самостоятельно. Ну, или с чьей-то подачи.

Чешский самолет L-410 UVPE-20 в аэропорту КрасноярскаОчевидность будущего

В свое время в Красноярском крае было самое большое Управление гражданской авиации в СССР. Примерно в 80-м году до открытия аэропорта «Емельяново», аэропорт «Красноярск» имел самую высокую интенсивность полётов в Союзе. Значительную долю в этой интенсивности составляли местные авиаперелеты. Те, кому сейчас лет 30, еще застали рейсы, например, Красноярск-Шира. Сейчас же такое просто немыслимо.

До недавнего времени в регионе, по сути, была всего одна авиакомпания, которая работала на рынке малой авиации. Государственная «КрасАвиа» обслуживала и северные территории, и чартеры главы региона. Губернатор не раз подчеркивал важность этого предприятия для края. Встречаясь в 2012 году с сотрудниками компании, Лев Кузнецов говорил: «Я горжусь тем, что у нас в крае есть своя полноценная авиакомпания. Вы смогли сохранить и укрепить коллектив. Знаю, что пришло много молодежи, и это очень важно. Потому что это означает, что у нас есть будущее, которое уже сегодня очевидно. Для тысяч людей летчики и персонал вашей авиакомпании — самые главные люди. От вас зависит отпуск, своевременная почта и пенсия, появление нужного специалиста, а зачастую и жизнь, когда нужно срочно вывезти человека с севера на материк за квалифицированной помощью».

Будущее же оказалось не таким уж и радостным для «КрасАвиа». Госкомпания почему-то начала проигрывать те тендеры и аукционы, победа в которых раньше была плевым делом. Но обо всем по порядку.

Рыбный пирог

Политика двойных стандартов — вещь банальная, но неизживаемая. Возьмем водный транспорт. Тем, кому надо, известно, что иначе как с помощью «Енисейского речного пароходства» груз на север края не доставишь. И хоть заорганизуйся частных компаний, все равно основная доля грузов упадет именно на это предприятие. Оно же практически полностью обеспечивает северный завоз из года в год.

В малой авиации все иначе, чем на большой воде. Некогда фактически монополист, компания «КрасАвиа» начала сдавать позиции. Авиационный «пирог» стали резать на разные куски. Появились компании «Аэрогео», «Восток-Авиа», «АвиаСтарт-Сибирь» и другие. Всего около десяти. Разумеется, жить без дотаций из бюджета эти компании не могут, поскольку отрасль изначально предполагает государственную поддержку. Так, контракт на десятки миллионов рублей от краевого «Лесопожарного центра» отошел компании «Восток-Авиа» с десятью тысячами рублей в виде уставного капитала и неполными двумя годами существования на рынке.

Представители местных авиакомпаний отправляют за подробностями о перспективах развития малой авиации к председателю Счетной палаты Красноярского края Татьяне Давыденко. Однако делают это на условиях анонимности.

Некоторое время назад все новостные ленты пестрели сообщениями — Красноярский край стал пилотной площадкой по развитию малой авиации в Сибири. Если развитие предполагает поставить отрасль исключительно на частные рельсы, то последние злоключения «КрасАвиа» становятся объяснимы. Но это для нас с вами. Главам же северных территорий ой как не хотелось бы прихода частников на этот рынок.

«Для нас очень важна доступная транспортная логистика. И в первую очередь понятное авиасообщение. Учитывая, что наша территория труднодоступна, основной вид перевозок — авиационный. Это не только самолеты по маршруту Хатанга-Норильск-Диксон, но и, так называемые, местные, которые осуществляют вертолеты. Здесь 19 населенных пунктов, из которых троим нужна круглогодичная вертолетная связь. Основные перевозки ложатся на компанию „КрасАвиа“», — говорит начальник управления транспорта, информатизации и связи администрации Таймырского района Олег Мозгунов.

На данный момент краевой перевозчик полностью устраивает местные власти. Прихода частников здесь, с одной стороны, побаиваются, с другой — не верят в такую возможность. Работа на Севере для авиакомпании — это огромные риски и фактически убыточное дело. В частности, из краевого и местного бюджета «КрасАвиа» получает субсидии. Без них стоимость билетов для северян была бы неподъемной.

— Возьмем такой пример — на Диксоне пурга, все рейсы отменены. На неделю. Что сделает «КрасАвиа»? Разумеется, перенесет — ведь есть ответственность. Частник же, скорее всего, рейсы отменит, — говорит руководитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Олег Шереметьев. Той же позиции придерживаются и в Эвенкии.

— Трудно сделать оценку, будет ли заход на северный рынок выгоден частным компаниям, — делится мнением Андрей Черкасов, руководитель администрации Эвенкийского муниципального района. — Сейчас ведь все перевозки осуществляются за счет субсидирования со стороны краевого бюджета. Потому что иначе — без дотаций — стоимость билета возрастет в разы. Не знаю, какую экономику для себя рисует предпринимательство, когда выказывает желание зайти на север. Если они рассчитывают на субсидии, здесь я их понимаю. Если нет, то на сегодня внутри Эвенкийского района я такую экономику для бизнеса не вижу. Ведь у нас нужно содержать наземные службы, дорогая энергетика, сложные погодные условия — и в этих вводных вряд ли бизнес будет рентабельным.

То ли еще будет

Впрочем, пока рано говорить о массовой бизнесовости малой авиации. В крае, кажется, еще никто окончательно не победил. Ведь не случайно возобновленный в апреле этого года рейс «Красноярск-Мотыгино» отдали именно «КрасАвиа».

— В целом для нас развитие внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок является одной из приоритетных задач, — заявил по этому случаю краевой министр транспорта Сергей Еремин. — Но, с учетом накопившихся за последние годы проблем, решить вопросы малой авиации одномоментно не получится. Постепенно, с поддержкой федерального центра, мы будем возрождать нашу краевую авиацию.

Сейчас в стенах администрации в который раз обсуждается концепция развития малой авиации в крае. Подробности с последней встречи рассказал непосредственный участник, депутат Законодательного собрания края Николай Фокин. По его словам, концепция не новая, но как раз сейчас планы, которые были приняты несколько лет назад, нуждаются в обновлении.

— Время идет, ситуация меняется. Сейчас, например, уже в регионе другие бюджетные процессы, нежели те, что были три-четыре года назад. Поэтому мы встречаемся, обсуждаем, — поведал Фокин. — Самое главное — мы должны добиться того, чтобы наши аэропорты перешли в федеральную собственность. А иначе край такой багаж не потянет. Вопрос пока решен только с Диксоном. Но ведь есть и Хатанга, и Байкит. Знаю, что губернатор края написал по этому поводу письмо председателю правительства Дмитрию Медведеву. И вот эта ситуация сейчас у нас под контролем. Но нужно понимать — это вопрос не одного дня.

Обсуждается в концепции и развитие частного бизнеса в малой авиации.

— Частная авиакомпания не будет возить людей до Хатанги или Диксона. Поэтому здесь нам нужен свой надежный перевозчик. Такой сейчас есть. Конечно, хотелось бы, чтобы работали свои на этом рынке. С вертолетными перевозками сейчас несколько все иначе — но здесь есть ФЗ-94 по закупкам, поделать пока ничего мы не можем. В следующем году будем решать, как оптимизировать ситуацию, — с надеждой высказался депутат.

Что касается вертолетных перевозок, то камнем преткновения стали все те же тендеры «Лесопожарного центра». Победитель — компания «Аэрогео» — отказалась от контракта, поскольку Центр отказался «расширять территорию обслуживания и увеличивать объемы». «КрасАвиа» же, как следующий за «Аэрогео» претендент, также не взялась из-за дополнительных объемов. Не было шансов на контракт и у компании «Восток-Авиа», о которой говорилось выше. У нее попросту не было необходимой техники. Потом техника вдруг нашлась. Но это уже совсем другая история.

Рекомендуем почитать