Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Мир Сибири»-2013: Конкурс, день 1

«Мир Сибири»-2013: Конкурс, день 1

13.07.2013
6

Итак, после церемонии открытия, на которой все участники конкурсной программы прошли традиционный круг почёта по стадиону, началась конкурсная программа.

В качестве низкого старта в начало программы запустили детей. Первыми вышли фольклорно-этнографический ансамбль «Ключ» из Дивногорска — в нём играют дети от 6 до 9 лет. Исполняли какой-то обряд по призыванию весны (кажется), были исключительно милы и несколько трогательно порой неуклюжи. За ними пела девочка из Томска по имени Наталья Михайлова (в конкурсе также участвует её младшая сестра Софья); яркая, харизматичная девчонка с отличным голосом и отточенными сценическими манерами. Спела несколько смешных песен — про пивоварню и про козла, а под конец вдруг вышла под дурацкий техно-минус; очень я такое не люблю. За ней выступали пацаны из группы «Мастера» из Свердловской области — пятеро мальчишек лет 12-14 (5-7 класс) очень задорно и здорово фигачили на ложках под гармошку. Под занавес внезапно пели смешную песню, а потом забацали ещё один номер с исполнением на прочей домашней утвари — кастрюлях, мисках, стиральных досках.

Азербайджанский ансамбль танца «Одлар Юрду», который вышел следом, работал по странной индивидуальной программе — за первый день они показали целых три разных номера, но не подряд, а раскиданными по всему конкурсному блоку. В первом их номере на сцену вышли выскоие парни в папахах и с барабанами и принялись в эти барабаны исступлённо лупить. Было довольно здорово, хотя они и выступали под довольно странный минус — не короткий номер был объединён минусовкой в духе азербайджанского этнического прог-рока с лёгкими вкраплениями хип-хопа. Второй их номер, про встречу юного джигита и девушки у родника, лишний раз напомнил о сделанном на прошлом фестивале внезапном открытии — удивительно всё-таки, насколько огромная часть народного (и основанного на нём) искусства довольно бесстыдным образом концентрируется на, скажем так, подготовительных действиях к дальнейшему продолжению рода.

После зажигательных азербайджанских плясок зазвучали протяжные русские народные — их исполнял фольклорно-этнографический ансамбль «Древо» из Дивногорска. Трое довольно немолодых тётушек пели песни, которые, как сообщил нам со сцен ведущий Михаил Ильин, они сами собирают в собственных этнографических экспедициях. Это было слышно — песни были густые, протяжные, классные, очень какие-то подлинные; мне особенно понравилась песня, которая начиналась со слов «В зелёном садочке канарейка пела», очень грустная и проникновенная. Впрочем, выступавший следом ансамбль «Выль зардон» (в буклете написано так, но со сцены их объявляли как «Выль жардон», через Ж) из Удмуртии показал, что аутентика аутентике рознь — тоже пожилые тётушки, тоже протяжные песни, но навевали отчего-то исключительно скуку и желание пойти лечь под куст и отдаться без остатка бренности человеческого бытия.

Этнографический ансамбль семьи Громовых из села Ирбейское Красноярского края несколько взбодрил общее настроение, хотя ничего особенно выдающегося в их русских народных, в общем, не было. А вот инструменталист Оксана Дакинова, выступавшая потом, была замечательная — играла на цимбале и ещё какой-то струнной штуке (инструмент нам не представили, а у этих двух-четырехструнных инструментах у разных народов разные названия, поди разбери с первого взгляда) и делала это очень здорово, виртуозно, атмосферно. По крайней мере, с помощью одного только цимбала, как оказалось, можно навести такого звукового гипноза, что ой. Следом за Оксаной выступал Егор Стрельников из Калужской области, который так же в одного играл на гуслях — его я немножко пропустил (как и, возможно, кого-то ещё, кто был за ним), зато успел на завершавших первый конкурсный блок ансамбль Folkbeat_RF из Москвы. Это были четыре стройные красивые девушки — трое поют русские народные, а четвёртая делает бит-бокс. Получалось довольно круто, такой дружелюбный народный поп-фьюжн, но сделанный при этом с умом и тактом — некоторые из этих песен можно было бы хоть сейчас запускать на радио, и нишу того же «Ивана Купалы» девчонки вполне могли бы занять, благо что у них даже талантливей получается. В паузе между их песнями кто-то из зрителей истошно крикнул — «Битбокс давай!»; и девушка, за него отвечавшая, вдруг дала, причем сделала это этак зло, стремительно, напористо, сразу же запустив следом собственную песню — и это было хорошо.

Так, с конкурсом разобрались — на очереди первый гостевой день.

Фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать