В малой авиации Красноярского края сложилась ситуация один в один, как в популярной сказке про Гарри Поттера. Есть ученики волшебной школы Хогвардс, а есть персонаж Лорд Волан-де-Морт — великий тёмный волшебник, обладающий огромнейшей магической силой и практически достигший бессмертия. И если в роли учеников — руководители большинства авиакомпаний, чиновники и депутаты Законодательного собрания, то в роли злодея — тот, кто покровительствует одному из перевозчиков. Его уже так и прозвали «ученики-авиаторы» — тот, кого нельзя называть.
Всё всегда начинается с истоков. Это касается, в том числе, и лесных пожаров. Итог всегда один — в крае горит тайга. Исток — непогашенный костер, брошенный грибником окурок, удар молнии в сухое старое дерево. Но, как оказывается, краевые власти ежегодно тратят десятки миллионов рублей на то, чтобы минимизировать количество очагов. В частности, ведется авиапатрулирование, тренируются специалисты парашютно-десантной службы. Все это невозможно без авиационной техники и летчиков. Другими словами — без авиакомпании, которая бы и оказывала данный вид услуг.
Тесная связь
До недавнего времени эти услуги логично предоставляла краевая государственная авиакомпания «КрасАвиа». Она вполне легально выигрывала тендеры от распорядителя бюджетных средств — автономного учреждения «Лесопожарный центр». Но с 2013 года ситуация поменялась.
Из последнего: тендер на оказание транспортных услуг для обеспечения выполнения работ по тушению лесных пожаров с использованием вертолётов Ми-8Т с базировкой, в том числе, в городе Кодинск, селах Манзя и Ярцево выиграло ООО «АэроГео». Но вот незадача. Компания выставила условия, которые «являются для КГАУ „Лесопожарный центр“ неприемлемыми» (из протокола заседания Комиссии по закупкам КГАУ «Лесопожарный центр» от 13 июня 2013 года).
Вот, что написано в протоколе далее: «Рекомендованная в качестве исполнителя авиакомпания ГП КК „КрасАвиа“ уведомила КГАУ „Лесопожарный центр“ о невозможности принятия дополнительно объёмов по указанным точкам базирования. ООО „Восток-Авиа“, также рекомендованное в качестве исполнителя для заключения договора, на момент первоначальной оценки не предоставляла информации о возможности оказания услуг с использованием вертолёта Ми-8Т. На данный момент, в ответ на запрос КГАУ „Лесопожарный центр“ от 17.05.2013 № 1689 о возможности принятия дополнительных объёмов работ, сообщило о возможности оказания услуг с использованием вертолётов Ми-8Т с базировкой в г. Кодинск, с. Манзя, с. Ярцево».
И это только небольшая часть пирога, которая перепала компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. До этого, исходя из производственных планов «Восток-Авиа», с «Лесопожарным центром» у авиакомпании и так сложились неплохие отношения. На 2013 год заключены договоры на оказание транспортных услуг для выполнения воздушной тренировки парашютно-десантной службы (499 242 руб.); оказание транспортных услуг по выполнению лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда Красноярского края (52 650 тыс. руб.); оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края (4 567 500 руб.). Заказчиком везде выступает «Лесопожарный центр».
Сам знаешь кто
Вернемся к нашей сказке, которая на краевом рынке малой авиации стала совсем как быль. Наверное, нет в отрасли такого человека, который бы не знал, кто стоит за успехами компании «Восток-Авиа». Наверное, нет в отрасли человека, кто осмелился бы открыто, а не в кулуарах назвать его, а точнее, её фамилию.
«Тот, кого нельзя называть» — такое прозвище получила дама, занимающая приличную должность в «сером доме». Не будем называть фамилию и мы. Вдруг она действительно обладает магической силой и бессмертием. Некоторые руководители авиакомпаний в частной беседе откровенно отправляли за комментариями к ней. Это, конечно, выглядит смешно, но они так и говорили: «Мне нет смысла рассказывать вам про малую авиацию, потому что я ничего не решаю и от меня ничего не зависит. Спросите лучше... сами знаете кого». Слышать подобное от взрослых мужчин необычно. С другой стороны, эти их опасения дают понять — как-то все очень непросто в отрасли, раз здесь звучат такие ноты. Хотя, может летчики нынче не те пошли?
Все, на что сподобились эти мужчины — написать анонимное обращение о том, что «тот, кого нельзя называть» нарушила законодательство. Однако генеральный директор авиакомпании «Восток-Авиа» Александр Швецов предоставил властям настолько полный пакет документов и доказательств, что после его изучения начальник контрольного управления губернатора края Владимир Часовитин решился снять этот вопрос с губернаторского контроля.
«Швецовым А.П. представлены документы, подтверждающие законность деятельности ООО „Восток-Авиа“, соблюдение всех норм действующего законодательства в части получения подрядов на выполнение работ по воздушному патрулированию лесного фонда Красноярского края, по перевозке пожарников, лесников, средств пожаротушения при пожароопасных ситуациях», счел Часовитин. Странно только, что ни у кого не возник вопрос — почему от одного и того же подряда отказались две крупнейшие местные авиакомпании. Одна, якобы, потому что захотела больше, а вторая, якобы, потому что и этого сделать не смогла.
Кстати, тот, кто любит квесты и загадки, может найти фамилию «того, кого нельзя называть» в составе рабочей группы по подготовке предложений по развитию авиатранспортного комплекса Красноярского края на период до 2020 года. Вот уж действительно — совпадений не бывает.