Представители Роспотребнадзора дали дельные советы желающим отправиться в заграничный отдых, а также рассказали, что никто не в силах посчитать, сколько компаний на красноярском туристическом рынке оказывают услуги. Заодно красноярцев попросили пока избегать поездок в «горячий» Египет.
В самом начале разговора Наталья Лохман, начальник отдела прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, призналась, что ведомство всегда пристально следило за ситуацией на туристическом рынке региона. Однако последние пять-шесть лет внимания к этому направлению стало еще больше.
— Рынок стал очень активным не только в летний период времени, а круглогодично, — объяснила она. — Могу назвать цифру — 400 хозяйствующих субъектов, которые на сегодня реализуют туристический продукт населению края. Но вот эта цифра — не точная. Надо отдать должное тому, что каждый год идет большая смена хозяйствующих субъектов, то есть фирм-однодневок.
Такие фирмы специалистам Роспотребнадзора сложно поставить на контроль, потому что по законодательству проверку они могут провести один раз в три года с моменты регистрации компании или же с момента последней проверки.
— Мы просто не успеваем — они приходят на рынок и после года-двух исчезают, — добавила Лохман.
За шесть месяцев этого года Роспотребнадзор проверил 22 красноярские фирмы. За аналогичный период в 2012 году — 15. Это, по заявлению специалистов, вызвано проблемами. Практически все проверки заканчиваются штрафными санкциями. За полгода в 2012-м было выписано штрафов на 45 500 рублей. В 2013-м — уже на 208 тысяч рублей.
— Значит, было за что, — пояснила Лохман. — Чаще всего информация неполноценно доводится до потребителей. Также нарушаются договорные отношения со стороны турфирм.
Подробнее о нарушениях со стороны туристических компаний рассказала Татьяна Якубович, ведущий специалист-эксперт защиты отдела прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
— Чаще всего в договоре с турагентством отсутствует информация о туроператоре. Возможно, это делается умышленно, потому что в случае нарушения качества оказания услуг, турист имеет право обратиться непосредственно к туроператору. Именно его ответственность заключается в качестве, — рассказала Якубович.
Если турист получил продукт не должного качества, он может в течение 20 дней направить претензию туроператору. Последний обязан отреагировать на нее в течение 10 дней.
Якубович привела пример популярной «хитрушки» со стороны турфирм — в договорах значится, что если качество услуг не понравилось, турист имеет право обратиться в суд, но лишь того района и населенного пункта, где туроператор или турагент зарегистрирован.
— Также в договоре часто указываются штрафные санкции за то, что клиент, например, отказался от поездки и вернул путевку обратно. Это условия также противоречит законодательству, — добавила специалист. — Незаконен и пункт, в котором написано, что туроператор или турагент имеют право в одностороннем порядке изменить условия путешествия: например, сменить «звездность» или местоположение отеля.
Представители Роспотребнадзора заявили, что готовы активно помогать гражданам бороться за их права в отношениях с туристическими компаниями.
Отдельно эксперты остановились на ситуации в Египте. Сейчас российские туристы массово отказываются от запланированного отдыха. И несколько раз в стране уже были случаи, когда туристический компании не соглашались компенсировать стоимость возвращенной путевки. По словам специалистов, в Красноярске пока таких случаев не было.
— Надо сказать, что если туристы, которые сейчас отдыхают в Египте, вернутся и заявят, что они получили некачественную услугу, то естественно, они могут обратиться с жалобой в 20-дневный срок. Если она будет не исполнена, туристы могут обратиться к нам, — рассказала Лохман. По ее словам, 99 % судов, в которых в качестве стороны защиты выступает Роспотребнадзор, заканчиваются поражением туристических компаний.
В завершении беседы горожанам напомнили телефон «горячей линии» управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Получить консультацию можно по телефону (391) 226-89-98. Также можно обратиться и письменно — по почте или с помощью официального сайта ведомства. В этом случае заявителю должны ответить в течение 30 дней.
Красноярская семья отсудила у туроператора компенсацию за позднее прибытие на курорт
Директора красноярской турфирмы будут судить за обман клиента
Директор красноярской турфирмы оставил клиента без 470 тыс. рублей и Чили