Пропажа детей — тема большая и страшная; тыкать зрителю в такое больное место особого ума не надо. «Пленницы» канадца Дени Вильнёва — два с половиной часа разговора именно на такую болезненную тему; разговора страшного, выматывающего, но, в конечном итоге, правильного.
В ролях: Джейк Гилленхол, Хью Джекман, Терренс Ховард, Мария Белло, Виола Дэвис, Пол Дано, Мелисса Лео
Продолжительность — 146 мин
Случайному зрителю, ищущему от кино лёгкого развлечения, «Пленницы» могут действительно показаться избыточными — марафонский хронометраж, тяжелые темы, общая атмосфера густой и вязкой, но в то же время абсолютно будничной и реалистичной жути. Но канадец Дени Вильнёв, впервые работающий с большими голливудскими артистами, балансирует на этой опасной грани с ненавязчивой виртуозностью — он, конечно, жмёт, временами так, что темнеет в глазах и хватаешься за сердце, но ни разу при этом не пережимает.
История о том, как в пригороде Пенсильвании одним хмурым осенним днём бесследно пропали две шестилетние девочки, вроде бы просится в один ряд к «Прощай, детка, прощай» Бена Аффлека и «Мистической реке» Клинта Иствуда — больших, сложных драматических картин, так или иначе вращающихся вокруг насилия над детьми и реакции взрослых на это. Это отчасти верно — но в то же время на уме канадца Вильнёва кое-что посильнее. Русское название, как всегда, немного лукавит — оригинальные «Prisoners» не имеют родового окончания и относятся, конечно, далеко не только к пропавшим девочкам. И многоуровневая драма Вильнёва рисует целую галерею героев, которые так или иначе оказываются пленниками, кто буквально, а кто метафорически — своей гордыни, своей ярости, своего горя, своих заблуждений.
Тут, впрочем, можно испытать некоторый диссонанс. Когда чрезвычайно запутанный сюжет «Пленниц» начинает обрастать такими подробностями (зачем священник сдвинул холодильник, откуда в ящиках змеи и окровавленная детская одежда, что налито в пластиковые бутыли, какими средствами ведётся крестовый поход против веры в бога), что снимать их, кажется, нужно непременно с лихорадочностью лучших фильмов молодого Брайана Де Пальмы, Вильнёв сохраняет слегка отстранённую степенность большой драмы. Это немного царапает, пока, поразмыслив, не осознаешь истинное целеполагание. Гнаться за сенсационностью, наворачивая повороты один горячечнее другого, в планы Вильнёва не входило — скорее, его интересуют не конкретные истории, сюжеты или герои, а зло как абстрактная материя, пронизывающая собой всё вокруг. То есть, в «Пленницах» режиссёр, по сути, совершает самоубийственный манёвр — спускается с камерой в мир победившего зла и смотрит ему прямо в глаза, открыто и честно, и присылает нам оттуда немигающий эпический репортаж.
И в этом бесстрастном взгляде — пожалуй, главная сила «Пленниц». Потому что смотрит он пристальней и глубже, чем многие из тех, кто желал поговорить о подобных материях. Да, Вильнёв начинает с довольно привычных драматических точек отсчёта — с Достоевского (в определенный момент в середине фильма радио торжественно сообщает герою Джекмана, что человек приходит в этот мир для страдания), с вопросов о том, ради чего лично ты готов переступить черту, и готов ли жить с последствиями, если всё же её переступишь.
Но с этих привычных позиций он уходит в такую непролазную тьму, где, кажется, ещё никто не отважился нанести понятную моральную разметку. И то, как подспудно, незримо транслирует он эту тьму — во всей траектории пути героя Джекмана, в которой в третьем акте случается незаметный, но очень жуткий перевёртыш, в том, как из всех подробностей внутренней тьмы героя Гилленхола, который, кстати, настоящее открытие «Пленниц», остаётся лишь его периодическое неконтролируемое моргание — выдаёт в нём по-настоящему большого мастера человеческих трагедий. «Пленницы» задают тяжелые вопросы, на которые не бывает ответов — и «Пленницы» в курсе, но не видят в этом повода перестать эти вопросы задавать. Кино, которое получается в результате, остаётся с тобой надолго.
Вердикт — мощная, страшная и очень хорошая драма на самую болезненную тему