8 ноября в Шарыповском аэропорту было необычно многолюдно и празднично. Именно в этот день для воспитанников Ачинского кадетского корпуса началась первая лётная практика.
Будущее малой авиации
Красноярский край сейчас остро нуждается в пилотах для малой авиации. Ведь по-прежнему есть много населенных пунктов, особенно на севере края, куда добраться можно только самолетом или вертолетом. Борьба с лесными пожарами также невозможна без малой авиации. И поэтому, по поручению губернатора края Льва Кузнецова, в Ачинском кадетском корпусе был создан класс для подготовки пилотов сверхлегких воздушных судов. Корпус образован на базе бывшего военного авиатехнического училища, унаследовал от него многих специалистов, поэтому традиции преподавания летного дела там не утрачены.
В течение года кадеты проходили теоретическую подготовку, занимались на тренажерах. Теперь им предстоит получать навыки практического пилотирования. Это произойдет в два этапа. Первую зимнюю практику ребята проведут за штурвалами вместе с опытными лётчиками-инструкторами. А уже летом, после еще одной полуторамесячной практики, поднимут самолеты ввысь самостоятельно. Для обучения в корпусе и в шарыповском аэропорту оборудованы специальные классы и построено новое здание для занятий.
В торжественной церемонии начала лётной практики приняли участие заместитель губернатора Красноярского края Михаил Кузичев, министр образования края Светлана Маковская, Герой России, генерал армии в отставке Петр Дейнекин, руководитель межрегионального территориального управления Росавиации по Красноярскому краю Сергей Родькин, глава Шарыпово Вадим Хохлов и другие гости. «Конечно, не все кадеты, которые пройдут курс первоначальной подготовки, обязательно станут пилотами, — говорит Светлана Маковская. — Но чем раньше мы начнем такое профессиональное ориентирование, тем более ответственно и более осознанно они выберут будущую профессию. Кроме того, мы сейчас рассматриваем возможность организации целевого набора в специализированные вузы и училища для этих ребят».
После торжественной церемонии в небо взмыли три самолета марки «Аэропракт» — именно на них будут учиться летать кадеты. А пока фигуры высшего пилотажа для собравшихся зрителей продемонстрировали инструкторы.
Вторая жизнь
«Шарыповский аэропорт был выбран базой для летной школы не случайно, — отмечает Сергей Родьки. — Во-первых, здесь базируется компания „ВостокАВИА“, предоставившая самолеты и инструкторов. Во-вторых, он имеет отличную взлетную полосу и удобное расположение, обеспечивающие безопасность полетов. Вблизи нет жилых домов, дачных поселков, крупных оврагов. В-третьих, в Шарыпово сложилось хорошее сотрудничество с местными администрациями. Совокупность всех этих факторов стала решающей при выборе аэродрома».
По словам Вадима Хохлова, ровно 20 лет, с 1993 года, администрация города боролась за сохранение местного аэропорта. В эти тяжелые для малой авиации годы на его базе город создал авиаспортивный клуб, где сотни шарыповских ребят осваивают прыжки с парашютом. Благодаря этому поддерживалась в хорошем состоянии взлетно-посадочная полоса, сохранились инфраструктура авиационного объекта. «Аэропорт был построен, когда город был еще Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, для нужд возведения объектов Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, — продолжает глава Шарыпово. — Мы долгие годы верили, что он вновь станет востребованным. Верили и боролись за него. И вот на наших глазах аэропорт получил вторую жизнь. Пусть пока не как транспортный узел, но он вновь помогает развитию авиации в крае. У нас в Шарыпово есть свой кадетский корпус, который имеет воздушно-десантное направление. Наши кадеты продолжат здесь заниматься прыжками с парашютом. Но если кто-то из шарыповских ребят задумает стать пилотом, он теперь может поступить учится в Ачинск. Лётный класс объединил ребят со всего края».
Кстати, среди будущих пилотов, которые в эти дни совершают первые в своей жизни полеты, есть и одна девушка — воспитанница Ачинской Мариинской гимназии.
Кадет Александр Яровой, обычный ужурский мальчишка, уже побывал в небе за штурвалом самолета, а вот дать интервью многочисленным журналистам застеснялся: «Я с детства увлекался техникой, а стать летчиком, наверное, мечтает каждый мальчишка. После окончания корпуса я хочу поступить в Рязанское высшее военное летное училище и стать военным летчиком».
Ирина Мельник
Фото Сергея Мельника