>
>
>
Новое лицо регистратуры

Новое лицо регистратуры

17.12.2013
9

В 2012 году в Красноярском крае была внедрена система «веб-регистратуры», позволяющая при наличии доступа в интернет записаться к врачу, не выходя из дома. Непростую задачу по подключению к системе всех больниц и поликлиник большого региона выполнила красноярская фирма «Торинс» под руководством Владимира Пушкарева.

Первые шаги

Владимир Пушкарев«Торинс» (или «Территориально-ориентированные информационные системы») был создан в 2000 году группой научных сотрудников Института вычислительного моделирования Сибирского отделения РАН во главе с Владимиром Пушкаревым.

Сотрудники молодой компании с успехом занимались различными проектами в сфере информатизации и компьютерного моделирования, получая признание заказчиков и коллег. Однако медицинское направление в компании начало развиваться с приходом в «Торинс» Светланы Фрейдман. По признанию Пушкарева, именно она сыграла ключевую роль в разработке технических решений «веб-регистратуры» и появившейся ранее системы «Госпиталь».

— По образованию я радиотехник, — рассказывает Светлана Николаевна. — После учебы пришла работать программистом в детскую поликлинику — тогда там пытались ввести в эксплуатацию уже существующую учетную программу. Но так как коллектив, который писал эту программу, рассыпался, она не работала. В результате, помучавшись с внедрением и эксплуатацией этой программы, решила написать новую. Так я заинтересовалась автоматизацией деятельности медицинских организаций и начала двигаться в этом направлении. В 2000 году я пришла в «Торинс», где мы разработали систему «Госпиталь» — сначала наша программа носила только учетно-отчетный характер, но постепенно мы пришли к автоматизации деятельности регистратуры и к «веб-регистратуре» и работе с пациентами.

Тогда, до появления «веб-регистратуры», «Торинс» стал известен медикам как разработчик информационных систем «Поликлиника» и «Госпиталь», установленных сегодня во всех учреждениях здравоохранения края. Эти системы представляют собой программные комплексы по автоматизации ряда процессов деятельности медицинских учреждений, таких как ведение электронных историй болезни, сбор данных, планирование и анализ лечебно-профилактической работы и другие.

— На старте, в 2000 году, когда у нас возник «Госпиталь», мы заключили соглашение с краевым управлением здравоохранения и Фондом обязательного медицинского страхования, — пояснил Владимир Пушкарев. — Фонд был заинтересован главным образом в учетно-отчетной функции «Госпиталя», поэтому система тогда реально развивалась именно в этом направлении.

Рождение идеи и новые решения

Первым шагом к созданию «веб-регистратуры» в ее сегодняшнем виде стала система удаленной записи к врачу через городские платежные терминалы, появившаяся в 2006 году при содействии администрации Красноярска. Такие терминалы устанавливались в городских поликлиниках, и очередь к ним соперничала с очередью к окошку регистратора. Тогда же управление информатизации и связи мэрии предложило разработчикам организовать запись к медикам и через веб-сайт. В итоге «Торинс» запустил пилотный проект, в котором участвовали две поликлиники Красноярска — № 1 и № 14.

— Сначала количество записей исчислялось единицами — например, по две записи в месяц, потом по 16, — рассказывает Владимир Пушкарев. — Когда система была протестирована и отлажена на этих двух поликлиниках, мы стали приглашать присоединиться к ней и другие поликлиники Красноярска.

Нужно отметить, что в 2006-2007 годах, когда специалисты «Торинса» создавали свою «веб-регистратуру», сервисы удаленной записи к врачу уже не были новинкой. Однако они часто отпугивали людей, предлагая ввести в систему свои персональные данные. С этой проблемой столкнулся и «Торинс».

— Мы достаточно долго думали, как преодолеть этот барьер доверия, — вспоминает Владимир Пушкарев. — Наконец, Светлана Николаевна с коллективом предложили решение, которое уходило от передачи персональных данных и не отпугивало людей. Наша система требует ввести только номер паспорта и номер полиса, без серий — по 6 цифр. Эти два независимых числа однозначно идентифицируют человека в базе данных поликлиники. Я считаю, что это был очень хороший ход. Вроде бы мелочь, но отладка этого решения заняла у нас около года. Мы и сейчас стремимся, чтобы у наших пользователей не возникало трудностей в работе с сервисом, чтобы он был удобным и с ним было комфортно работать.

К 2012 году «Торинс» подключил к системе «веб-регистратуры» 37 поликлиник в Красноярске и крае — почти 25%. Основная масса — это городские поликлиники Красноярска (25) и Норильска (8). Любопытно, что первым городом в Красноярском крае, где «веб-регистратура» заработала во всех медицинских учреждениях, стал Норильск. Ключевую роль в этом сыграла активная позиция администрации города, два года назад поставившая соответствующую задачу перед руководителями больниц. В 2012 году компания выиграла тендер министерства здравоохранения края на подключение бюджетных медицинских организаций края к сервису удаленной записи на прием к врачу, и внедрение системы по всему региону стало делом времени. В течение 2012 года, с оснащением поликлиник необходимым оборудованием, были подсоединены все оставшиеся медучреждения.

Взгляд в перспективу

Светлана Фрейдман2013 год прошел под флагом внедрения и развития системы «веб-регистратуры». За этот год, благодаря поддержке министерства здравоохранения края и ТФОМС края программные комплексы «Поликлиника» и «Госпиталь» интегрированы с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Сегодня разработчики «Торинса» работают над тем, чтобы сделать свой сервис максимально удобным и эффективным. «Сейчас мы готовим ряд усовершенствований для нашей системы. В наших планах — создание „горячей линии“, куда люди смогут позвонить и получить ответ на любой свой вопрос по работе с „веб-регистратурой“», — отметил Владимир Пушкарев. Кроме того, в будущем сервис может прирасти системой напоминания о записи на прием, которая также позволит подтвердить или отменить свой визит — это отвечает потребностям и пациентов, и врачей.

— Медицинские учреждения боятся роста числа неявок, — поясняет Светлана Фрейдман. — В «веб-регистратуре» они сами регулируют глубину записи — на три дня вперед, на неделю или на месяц. Предварительная запись, открытая на длительное время вперед, повышает количество неявок — это факт. Мы собираемся сделать систему напоминания для тех, кто уже записался — человек может по смс отправить ответ: «Да, я приду» или «Нет, я отказываюсь».

— Круг таких задач не сужается — одни решаешь, а возникают новые, — добавляет Владимир Пушкарев. — Есть некоторые функции, которые не входят в существующие рамки сервиса, поэтому мы планируем со временем создать новую версию.

Сегодня число пользователей «веб-регистратуры» в Красноярском крае постоянно растет. Так, сегодня через сайт web-registratura.ru на прием к врачу записывается почти 1,4 тыс. человек в день. С начала года с его помощью на прием к врачу записалось около 300 тыс. красноярцев, в то время как за прошлый год ресурсом воспользовались 84 тыс. человек.

— Наш проект удался именно потому, что существует информационная система всего здравоохранения Красноярского края, — подводит итог Светлана Фрейдман. — Есть страховые организации, аптеки, Фонд ОМС, централизованные справочники. Если бы этой работы по интеграции всех информационных ресурсов участников, взаимодействующих в системе здравоохранения края, не было, не думаю, что «веб-регистратура» так хорошо прижилась бы. И здесь уже не только наша заслуга.

Владимир Пушкарев в свою очередь отдает должное краевой системе поддержки инновационного бизнеса. Отметим, что в 2011 году «Торинс» получил заключение об инновационности проекта и стал резидентом Красноярского регионального бизнес-инкубатора (КРИТБИ). Это обстоятельство сыграло значительную роль в том, что именно этому предприятию было доверено провести подключение краевых медучреждений в «веб-регистратуре».

— КРИТБИ и министерство инвестиций и инноваций края поддерживают инновационные проекты, организуют рабочие места, предотвращая таким образом отток квалифицированных кадров из региона, — говорит Пушкарев. — Это большая работа, которая помогает создавать высокотехнологические рабочие места для молодых специалистов и обеспечивать заказами краевых производителей, новые структуры.

Фото на главной: pixabay.com

Екатерина Семьина, интернет-газета Newslab.ru

Пациентам красноярской больницы предоставят онлайн-доступ к историям их болезней

Портал госуслуг: инструкция по применению

УЭК: электронный паспорт и не только

Рекомендуем почитать